denga

Разум и религия

Топ 7 самых страшных смертей за веру

автор:[info]denis_balin
«Все грешны!», — говорят нам батюшки. Гены Адама и Евы живут в каждом из смертных, из тех, кто об Адаме и Еве знает или что-то слышал. Воинственный Древний Рим был необычно толерантен ко всем «малым» религиям, действующим на захваченных империей территориях. Терпели культы Кибелы и Исиды, терпели Митру. И только христиане заявили о себе так, что толерантный Рим стал кормить ими цирковых львов.
Неофиты Христа отказывались поклоняться императору, непочтительно обращались с предметами римской веры. Если за сим следовал «гнев» языческих богов, оформленный в виде стихийных бедствий или несчастных случаев, виноватыми оказывались христиане. Частота и брутальность гонений на новую церковь зависела от характера и религиозности очередного кесаря. Так, Нерон сжег полстолицы и свалил на христиан, а воеводам Веспасиану и Титу было все равно, Марк Аврелий запретил молодую религию законодательно, а Деций Траян и Галерий желали христиан полностью истребить, физически и грубо. В первые века нашей эры в окружении Всевышнего стали появляться святые — мученики и священномученики. Это были реальные или вымышленные гражданские и духовные лица, принявшие от римских извергов страшную смерть за исповедание Христа.
 

1. Перпетуя и Фелицитата

Дело было в 203 году в Карфагене. У барыни из знатного языческого рода Перпетуи была рабыня Фелицитата. Перпетуя рано овдовела, в 22 года оставшись с грудным ребенком на руках, Фелицитата находилась в положении, на 8 месяце. Обе женщины, вопреки отрицательному мнению влиятельных старших, проходили катехизацию в карфагенской церкви и готовились принять крещение. Обе знали, чем рискуют — император Септимий Север очень не любил, когда в христианскую веру обращались люди из языческих семейств.

Перпетую арестовали, младенца отняли. За хозяйкой в темницу последовала Фелицитата. На суде узницы отказались отречься от Христа. Римский закон не велел казнить беременных, даже рабынь, посему судьи постановили привести приговор в исполнение после родов. И за два дня до желанной мученической смерти рабыня в темнице произвела на свет дочь, которую удалось отдать свободной христианке.
В день казни, совпавший с днем рождения кесаря, женщин раздели донага и вытолкали на арену. На Перпетую и Фелицитату выпустили злую дикую корову. Жизнерадостная публика, увидев, насколько неравны силы на арене, пожалела осужденных, велела увести рогатую, и попросила, чтобы им вернули одежду и затем перерезали шеи. Что и было выполнено молодым неопытным палачом (Святой Перпетуе пришлось ему помочь, чтобы не промазал). Часть мощей святых мучениц ныне хранится в городе Бохум (Германия).
 

2. Кикилия Римская

Святая Кикилия (она же Цецилия, в иной транскрипции) жила-поживала в Риме в благородном семействе, ни в чем не нуждалась и втайне от родных и соседей исповедовала христианство. Шли первые года третьего столетия. Пришло время, и родители решили выдать Кикилию замуж за состоятельного язычника по имени Валериан. Когда у брачного ложа молодая призналась мужу, что хочет сохранить девственность ради Неба, оказалось, что Валериан и сам не прочь принять крещение. После он еще и брата родного уговорил.

Молодые зажили целомудренно и праведно, раздавая обильное имущество из богатого дома бедным, направо и налево. Валериан и брат его приобщились к тайным общественным работам, хороня останки скормленных львам братьев и сестер по вере. Молодых людей арестовали и, когда те отказались принести жертву римским богам и стали проповедовать прямо в зале суда, приговорили к высшей мере наказания. Валериана и Тивуртия казнили мечом. Пока шел процесс и экзекуция, Кикилия раздала остатки имущества и обратила в христианство несколько сотен римлян (а это вам не в твиттере фолловить). Активистку схватили и заперли в бане, которую растопили до адового жара, но три дня мучений не дали желаемого результата. Тогда палачи получили приказ Кикилию обезглавить, и снова не получилось, даже с трех раз. Израненная мученица прожила еще три дня, неустанно молясь и проповедуя. Умерла от потери крови.
В честь того, что на языческой свадьбе своей Кикилия Римская пела христианские песни, ее объявили покровительницей церковной музыки и на иконах да картинах изображают со скрипкой или каким-либо клавишным инструментом.
 

3. Святой Кириак

  В начале 4 столетия проживал в Риме некто Кириак. Он был богатым и уважаемым мужем, жил легко и сыто, но однажды открыл в себе целительские способности, расценил это как знак свыше и принял христианство. Богатство было роздано нищим, а сам Кириак посвятил себя безвозмездному медицинскому обслуживанию рабов в банях императора Диоклетиана. Когда Кириак научился изгонять из людей бесов, Папа Римский Маркелл рукоположил его в диаконы.
 
Дочка императора, звали ее Артемией, была нездорова рассудком. Диоклетиан пригласил Кириака, чтобы тот изгнал из девушки беса. Сеанс прошел на славу.
Персидский царь Сапор пригласил экзорциста в гости, дабы он исцелил и его наследницу, с головой у которой также было плохо. По пути в Иран Кириак обратил в христианство 400 встречных мужчин и женщин разных возрастов и национальностей.
Возвращение диакона в Рим совпало с отречением Диоклетиана. В империи установилась тетрархия. Один из свежих цезарей, Максимин, имел лютый солдафонский нрав и столь же люто ненавидел христиан.
 
Он распорядился схватить Кириака и водить его по городу голым, закованным в цепи. Не услышав от экзорциста слов отречения или просьб о пощаде, Кириака долго пытали водой, а затем переломали кости на ногах и руках, чтобы не мог молиться, стоя на коленях.
Услышав очередное «нет» в ответ на очередную просьбу принести жертву римским богам, изобретательные экзекуторы распилили Кириака надвое пилой.
 

4. Агнесса Римская

 Святая Агнесса прожила на Земле всего лишь 13 лет. В Древнем Риме считалось нормой выдавать девочек замуж в столь юном возрасте. Вот и «предки» Агнессы, состоятельные римские христиане, в 304 году н.э. приняли сватов от римского префекта Семпрония и стали готовить красавицу-дочь ко вступлению в брак с приблатненным сынком префекта.
Сама же Агнесса предложение мальчика-мажора категорически отвергла, мотивировав сие обетом безбрачия. Начальник разозлился, допросил Агнессу и узнал, что несостоявшаяся невеста исповедует христианскую веру, которая при кесаре Диоклетиане подвергалась не фанатичному, но порицанию. Девушку поставили перед дилеммой — либо она приносит жертву богине Минерве, либо с позором отправляется служить в... публичный дом. Нюанс был в том, что казнить девственницу, согласно римскому уголовному праву, возбранялось.
Благочестивой Агнессе обрили голову тупой бритвой, но когда барышню уже в злачном месте попытались раздеть, волосы чудесным образом отрасли и прикрыли срам. Тогда в бордель пригласили похотливых римских мужичков — нате, мол, насилуйте деву. Но все, кто пытался опорочить юную христианку, либо слепли, либо гибли. Из-за чего Агнессу объявили ведьмой и возвели на костер. Огонь разгораться отказывался, посему в финале издевательств, 21 января 304 года, раздосадованный палач вонзил Агнессе копье в шею, и одной святой мученицей в раю стало больше.

5. Король Эдмунд

  Во второй половине 9 столетия молодой и гордый Эдмунд был последним англо-саксонским королем Восточной Англии. Эдмунд молился Иисусу Христу, его злейшие враги датчане — Вотану и другим героям эддических мифов. В 870 году викинги под началом берсерка Ивара Бескостного высадились в Англии. Заправившись галлюциногенными грибами, датские вояки вызвали армию короля Эдмунда на смертный бой.
Ангелы не пособили англам, воевода Ивар пленил Эдмунда. «Рогатый» викинг пообещал королю, что сохранит ему жизнь, если тот отречется от христианской веры. Эдмунд отказался поклониться идолам и тогда его избили, привязали к дереву и расстреляли из луков. Затем отрезали королю голову и спрятали в лесу, в колючем терновнике.
Подданные убиенного отправились искать голову, крича «Где вы, Ваше Величество?», на что, как гласит легенда, отрезанная голова, которую собрался было растерзать серый волк, ответствовала: «Я здесь, други!». Голову приложили к телу и предали пуху земли невдалеке от места казни отважного сира. Когда 32 года спустя останки перезахоранивали, и кто-то любопытный заглянул в гроб, выяснилось, что голова Эдмунда срослась с его нетленным телом. Ко времени оному датские завоеватели успели принять христианство и воздать убиенному ими монарху достойные почести.

6. Валентин, тот самый

  В предыстории возникновения романтического февральского дня блуда не так уж и много чистой любви, но хватает боли и мучений.
Валентин был римским священником, пресвитером. Жил в третьем столетии, очень любил тайно венчать воинов действующей армии, коим по указу императора жениться было запрещено. Так благонамеренный батюшка сделался государственным преступником.
Кесарь Клавдий II арестовал священника и не истязал его до тех пор, пока Валентин, как истый христианин, не посоветовал императору... покреститься. За это узника побили палками и камнями, предложив сменить веру на «правильную» — римскую. Валентин, как и следовало ожидать, отказался обидеть Господа, за что и был обезглавлен 14 февраля 270 года.

7. Димфна

  Ирландия, 7-й век. У 14-летней Димфны папа Деймон — богатый язычник, работает местным царьком, а мама верует в Иисуса, но супруг в ней души не чает. И вот, в одну роковую ночь, мать Димфны умирает. Вдовец желает жениться снова, но так, чтобы новая супружница, согласно завещанию царицы, была благородной крови и похожей на усопшую. Но таковой не нашлось во всей ирландской округе. На беду малышке Димфне...
Царевна и ее умершая мать были, как говорится, «одно лицо». Вот папашу и переклинило. У язычников инцест был в порядке вещей (как у кошек и собак), у христиан — нет. Прознав, что отец страстно желает взять в жены непорочную её, Димфна вместе со своим духовником и двумя шутами удрала на континент, в Бельгию, город Гииль. Но у Деймона руки оказались длинными, через год он вычислил убежище Димфны, убил духовника, наказал шутов и сделал дочери богомерзкое предложение. В ответ на отказ гордая девушка была обезглавлена. Мол, не доставайся ты никому.
В католической Ирландии Святая Димфна Гиильская считается покровительницей сумасшедших, психиатров, жертв инцеста и беглецов

Светские власти ликвидируют детский центр из-за храма

Сколько бы ни обвиняли Церковь в излишнем сотрудничестве с государственной властью, на деле порой получается так, что и о нормальном, вполне допустимом нынешними российскими законами сотрудничестве говорить не приходится. В Санкт-Петербурге закрыли еще один храм. Произошло это по инициативе администрации городского района, до сих пор, кстати, называющегося по фамилии одного из большевистских лидеров – т. е. Кировского района. А закрыли храм во имя иконы Божией Матери «Державная» при детском центре «Гелиос». Формальное закрытие Центра произошло в еще в конце 2009-го года – именно тогда детей перевели в другие заведения. Окончательные же меры по ликвидации «Гелиоса» были предприняты в начале марта 2011г.

 


Из интервью с отцом Димитрием Кулигиным
- Какие были основные претензии властей?
- Что «Гелиос» – светское учреждение, а Церковь отделена от государства. Стандартный набор. И мне пришлось говорить, что мы не «обучаем детей религии», просто у многих детей есть религиозная потребность. Мы никогда никого не заставляли креститься или челом в пол бить. Кто-то из детей ходил в храм, кто-то не ходил. Подавляющее большинство детей уже были крещены в Православии. Были случаи, когда крестили детей, это было по их желанию. И я не любитель крестить просто так, я беседовал и убеждался, что человек действительно понимает, чего он хочет. То есть каждый раз это был сознательный акт.

- Ликвидация центра «Гелиос» связана именно с храмом?
- У нас большие подозрения, что это так. Потому, что неоднократно районной администрацией высказывалось недовольство существованием храма. Трижды были серьезные столкновения. После того, как директор центра «Гелиос» Валентина Урбаневич все-таки настояла на том, что храм нужен для детей, и на том, что все вполне законно, решили Центр упразднить. Нет Центра – нет проблемы. Причем, сделано это было опять-таки очень цинично: в начале 2009 года были заверения, что центр «Гелиос» никто закрывать не собирается, но к концу того же года все-таки был поставлен вопрос о его ликвидации. Процесс же ликвидации был инициирован следующим хитрым образом: районная администрация сделала все, чтобы Центр не получил лицензию, а потом сама же формально за это уцепилась и сказала, что если нет лицензии, то учреждение не может работать. И ладно бы еще, когда так поступают люди некрещеные. Но такое творят и те, которые позиционируют себя как православные. Ну, если вы люди православные, то посочувствуйте хотя бы. Но когда я попал на беседу к администрации, у меня было ощущение, что я попал в 1937-й год: сидела «тройка», мне казалось, что я сижу на каком-то допросе.

Гонения на христиан в Римской империи.

Гонения на христиан в Римской империи.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

гонения на христиан

Причины и мотивы трехвековых гонений на христиан со стороны Римской империи сложны и разнообразны. С точки зрения римского государства, христиане были оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (άθεοι, sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии (religio nova, peregrina et illicita). Христиане обвинялись в оскорблении величества как потому, что они для своего богослужения собирались тайно и ночью, составляя недозволенные собрания (участие в "collegium illicitum" или в "coetus nocturni" приравнивалось к бунту), так и потому, что они отказывались чтить императорские изображения возлияниями и курениями. Отступничество от государственных божеств (sacrilegium) также считалось одною из форм оскорбления величества. Чудесные исцеления и существовавший в первобытной Церкви институт заклинателей язычники считали делом запрещенной законом магии. Они думали, что Иисус оставил своим последователям магические книги, в которых изложен секрет изгнания демонов и исцелений. Поэтому свящ. книги христиан были предметом тщательных розысков со стороны языческих властей, особенно во время Г. Диоклетиана. Магические сочинения и сами волшебники законом были присуждаемы к сожжению, а соучастники преступления были распинаемы или умирали в цирке.

Что касается до religiones peregrinae, то они были запрещены уже законами XII таблиц: по законам империи за принадлежность к чуждой религии люди высшего сословия подлежали изгнанию, а низшего - смертной казни. Христианство являлось притом полным отрицанием всего языческого строя: религии, государства, быта, нравов, общественной и семейной жизни. Христианин для язычника был "враг" в самом широком смысле этого слова: hostis publicus deorum, imperatorum, legum, morum, naturae totius inimicus etc. Императоры, правители и законодатели видели в христианах заговорщиков и мятежников, колеблющих все основы жизни государственной и общественной. Жрецы и прочие служители языческой религии естественно должны были враждовать против христиан и возбуждать вражду к ним. Люди образованные, не верующие в древних богов, но почитающие науку, искусство, всю греко-римскую культуру, видели в распространении христианства - этого, с их точки зрения, дикого восточного суеверия - великую опасность для цивилизации. Необразованная чернь, слепо привязанная к идолам, языческим праздникам и обрядам, с фанатизмом преследовала "безбожников". При таком настроении языческого общества о христианах могли распространяться самые нелепые слухи, находить веру и возбуждать новую вражду к христианам. Все языческое общество с особенным усердием помогало выполнению кары закона над теми, которых оно считало врагами общества и даже обвиняло в ненависти ко всему человеческому роду.

Принято с древних времен считать десять Г. на христиан, именно со стороны императоров: Нерона, Домициана, Траяна, М. Аврелия, С. Севера, Максимина, Деция, Вале p иана, Аврелиана и Диоклетиана. Такой счет - искусственный, основанный на числе казней египетских или рогов, воюющих против агнца в Апокалипсисе (Апок. 17, 12). Он не соответствует фактам и плохо объясняет события. Общих, повсеместных систематических Г. было меньше десяти, а частных, местных и случайных - несравненно больше. Г. не имели одинаковой свирепости всегда и во всех местах. Самые преступления, взводимые на христиан, напр. sacrilegium, могли быть наказываемы строже или мягче, по усмотрению судьи. Лучшие императоры, как Траян, М. Аврелий, Деций и Диоклетиан, преследовали христиан, потому что для них важно было охранение основ государственной и общественной жизни.

Недостойные императоры, как Коммод, Каракалла и Гелиогабал, были снисходительны к христианам, конечно, не по сочувствию, а по совершенному нерадению о делах государственных. Часто само общество начинало преследование против христиан и побуждало к этому правителей. Это особенно проявлялось во время общественных бедствий. В Северной Африке составилась пословица: "нет дождя, следовательно, виноваты христиане". Как только случалось наводнение, засуха или эпидемия, фанатическая толпа кричала: "сhri stianos ad leones"! В гонениях, инициатива которых принадлежала императорам, иногда на первом плане были мотивы политические - непочтение к императорам и противогосударственные стремления, иногда мотивы чисто религиозные - отрицание богов и принадлежность к недозволенной религии. Впрочем, политика и религия никогда не могли быть разъединены вполне, потому что религия рассматривалась в Риме как дело государственное.

Римское правительство сначала не знало христиан: оно считало их иудейскою сектою. В этом качестве христиане пользовались терпимостью и в то же время были так же презираемы, как иудеи. Первым гонением считается предпринятое Нероном (64); но оно не было собственно преследованием за веру и, кажется, не распространялось за пределы Рима. Тиран хотел за пожар Рима, в котором народное мнение обвиняло его самого, наказать тех, которые в глазах народа были способны на постыдное дело. Вследствие этого произошло известное бесчеловечное истребление христиан в Риме. С тех пор христиане почувствовали полное отвращение к Римскому государству, что видно из апокалиптического описания великого Вавилона, жены, опьяненной кровью мучеников. Нерон в глазах христиан был антихристом, который еще раз явится для борьбы против народа Божия, а Римская империя - царством демонов, которое в скором времени уничтожится совершенно с пришествием Христа и основанием благодатного царства Мессии. При Нероне в Риме пострадали, по древнецерковному преданию, апостолы Павел и Петр. Второе гонение относят к импер. Домициану (81-96); но оно не было систематическим и повсеместным. Было несколько казней в Риме, по малоизвестным причинам; из Палестины представлены были в Рим родственники Христа по плоти, потомки Давида, в невинности которых, впрочем, убедился сам император и дозволил им возвратиться беспрепятственно на родину.

Впервые Римское государство начало действовать против христиан как против определенного общества, подозрительного в политическом отношении, при импер. Траяне (98-117), который на запрос Плиния Младшего, правителя Вифинии, указал, как должны власти поступать с христианами. По донесению Плиния, за христианами не было замечено никаких преступлений политических, кроме разве суеверия грубого и упорства непобедимого (не хотели перед императорскими изображениями делать возлияний и курений). Ввиду этого император определил не разыскивать христиан и не принимать против них анонимных доносов; но, если их будут обвинять законным образом и по расследовании они окажутся упорными в своем суеверии, подвергать их смертной казни. Этого определения относительно христиан держались и ближайшие преемники Траяна. Но число христиан быстро умножалось, и уже в некоторых местах начинали пустеть языческие храмы. Многочисленное и везде распространенное тайное общество Христа не могло уже более быть терпимо со стороны правительства, как иудейская секта: оно являлось, в его глазах, опасным не только для государственной религии, но и для гражданского порядка. Несправедливо приписывают импер. Адриану (117-138) и Антонину Пию (138-160) эдикты, благосклонные христианам. При них оставалось во всей силе постановление Траяна. Но преследования их времени могли казаться незначительными сравнительно с тем, что испытали христиане в последние годы правления М. Аврелия (161-180).

М. Аврелий презирал христиан, как философ-стоик, и ненавидел их, как правитель, заботящийся о благосостоянии государства. Поэтому он предписал разыскивать христиан и определил пытать и мучить их, чтобы отвратить от суеверия и упорства; остававшиеся твердыми подвергались смертной казни. Гонение одновременно свирепствовало в различных частях империи: в Галлии, Греции, на Востоке. Мы имеем обстоятельные сведения о преследовании христиан в это время в галльских городах Лионе и Вьене. При М. Аврелии в Риме пострадал св. Иустин философ, апологет христианства, в Лионе - Пофин, 90-летний старец, епископ; твердостью в перенесении мучений и героическою смертью прославились девица Блондина и 15-летний юноша Понтик. По улицам Лиона кучами лежали тела мучеников, которые потом сожгли и пепел бросили в Рону. Преемник М. Аврелия, Коммод (180-192), восстановил более милостивое для христиан законодательство Траяна. С. Север до 202 г. был сравнительно благосклонен к христианам, но с этого года вспыхнули жестокие гонения в различных частях империи; с особенною силою они свирепствовали в Египте и в Африке; здесь особенным героизмом мученичества прославились две молодые женщины, Перепетуя и Фелицитата. Религиозный синкретизм имп. Гелиогабала (218-222) и Ал. Севера (222-235) побуждал их благосклонно относиться к христианам.

В короткое царствование Максимина (235-238) и нерасположение императора, и фанатизм черни, возбужденной против христиан разными бедствиями, были причиною жестоких преследований во многих провинциях. При преемниках Максимина и особенно при Филиппе Аравитянине (244-249) христиане пользовались такою снисходительностью, что последнего даже считали самого христианином. Со вступлением на престол Деция (249-251) разразилось над христианами такое гонение, которое по систематичности и жестокости превосходило все предшествовавшие, даже гонение М. Аврелия. Император, заботясь о старой религии и о сохранении всех древних государственных порядков, сам руководил гонением; провинциальным начальникам были даны обстоятельные на этот счет инструкции. Было обращено серьезное внимание на то, чтобы никто из христиан не укрылся от розысков; число казненных было чрезвычайно велико. Церковь украсилась многими славными мучениками; но много было и отпадших, особенно потому, что предшествовавший долгий период спокойствия усыпил у некоторых героизм мученичества.

При Валериане (253-260), в начале правления снисходительном к христианам, им пришлось вновь вытерпеть жестокое преследование. Чтобы расстроить христианское общество, правительство обращало теперь особенное внимание на христиан из привилегированных сословий и прежде всего на предстоятелей и руководителей христианского общества, епископов. В Карфагене пострадал еп. Киприан, в Риме папа Сикст II и диакон его Лаврентий, герой между мучениками. Сын Валериана Галлиен (260-268) прекратил гонение, и христиане около 40 лет пользовались религиозною свободой - до эдикта, изданного в 303 г. императором Диоклетианом.

Диоклетиан (284-305) сначала не предпринимал ничего против христиан; некоторые христиане занимали даже видные места в войске и в правительстве. Перемену в настроении императора некоторые приписывали соправителю его Галерию (см.). При съезде их в Никомидии был издан эдикт, в котором предписывалось христианские собрания запретить, церкви разрушить, священные книги отобрать и сжечь, христиан лишить всех должностей и прав. Гонение началось с того, что разрушили великолепный храм никомидийских христиан. Вскоре после этого случился пожар в императорском дворце. В этом обвинили христиан; явился второй эдикт, гонение запылало с особенною силою в разных областях империи, кроме Галлии, Британии и Испании, где управлял благосклонный к христианам Констанций Хлор. В 305 г., когда Диоклетиан отказался от правления, соправителем Галерия сделался Максимин, ярый враг христиан. Страдания христиан и многочисленные примеры мученичества нашли красноречивого описателя в Евсевии, еписк. Кесарийском. В 311 г., незадолго перед смертью, Галерий прекратил гонение и требовал от христиан молитв за империю и императора. Максимин, управлявший азиатским Востоком, и после смерти Галерия продолжал преследовать христиан.

Мало-помалу, однако, крепло убеждение в невозможности достигнуть уничтожения христианства. За первым эдиктом веротерпимости, изданным при Галерии, последовали в 312 и 313 гг. второй и третий эдикты в том же духе, изданные Константином вместе с Лицинием. По Миланскому эдикту 313 г. христиане получили полную свободу в исповедании своей веры; им были возвращены их храмы и все конфискованные прежде имущества. Со времен Константина христианство пользовалось правами и привилегиями господствующей религии в Римской империи, за исключением кратковременной языческой реакции при императоре Юлиане (361-363).

Литература: Le Blant, "Les bases juridiques des poursuites dirigées contre les martyrs" (в "Comptes rendus de l'academ. des inscript.", П., 1868); Keim, "Rom u. d. Christenthum" (1881); Aubé, "Hist. des perséc. de l'église" (некоторые статьи отсюда были переведены в "Православном обозрении" и в "Страннике"); Uhlhorn, "Der Kampf des Christenthums mit dem Heidenthum" (1886); Бердников, "Государственное положение религии в Римской империи" (1881, Казань); Лашкарев, "Отношение Римского государства к религии до Константина Великого" (Киев, 1876); А. Лебедев, "Эпоха гонений на христиан и проч." (Москва, 1885).

Гонения на христиан со стороны римских императоров в первые три века.
www.mystudies.narod.ru

Нерон (54-68 г) При нем произошло первое настоящее гонение на христиан. Он сжег для своего удовольствия более половины Рима, обвинил в поджоге христиан и как правительство, так и народ начали их преследовать. Многие претерпели ужасные мучения, пока не были замучены до смерти.

В это гонение пострадали в Риме апостолы Пётр и Павел; Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом.

Гонение при Нероне, начавшееся в 65 г., продолжалось до 68 г. (Нерон покончил жизнь самоубийством), и едва ли ограничилось одним Римом.

 

Веспасиан (69-79) и Тит (79-81), оставили христиан в покое, так как терпимо относились ко всем религиозным и философским учениям.

 

Домициан (81-96), враг христиан, в 96 г. ап. Иоанна Богослова сослал на остров Патмос. Св. Антипа, еп. Пергамский, был сожжён в медном быке.

 

Нерва (96-98) возвратил из заточения всех сосланных Домицианом, в том числе и христиан. Он запретил рабам доносить на господ и, вообще, боролся с доносами, в том числе и на христиан. Но и при нем христианство оставалось ещё недозволенным.

 

Траян (98-117). В 104 году христиан впервые пытались подвести под закон о запрете тайных обществ. Это первый год государственных (законодательных) гонений.

Результатом переписки с Плинием младшим становится распоряжение Траяна о преследовании христиан, но только в том случае, когда их обвиняют и доказывают обвинение; тем же, которые отказываются от христианства (это должно доказываться жертвоприношением языческим богам), даровать прощение.

Потерпели, в числе многих христиан, св. Климент, еп. Римский, св. Игнатий Богоносец, и Симеон, еп. Иерусалимский, 120-летний старец, сын Клеопы, преемник по кафедре ап. Иакова.

 

Адриан (117-138) гонения продолжал, но он принял меры для обуздания неистовства толпы против христиан. Обвиняемые должны были подвергаться судебному разбирательству и только по признании их вины наказываться.(См. Евсевий. Церк. ист. IV, 8,6) При нём впервые выступают защитники христиан - апологеты. Таковы были Аристид и Кондрат. Их апологии способствовали изданию указанного закона.

 

Антонин Пий "Благочистивый" (138-161) продолжал политику Адриана в отношении христиан.

 

Марк Аврелий Философ (Антонин Вер) (161-180) в 177 году запретил христианство законом. До него гонения на Церковь были фактически антизаконными и спровоцированными. Христиан преследовали, как уголовников (приписывая, например, поджог Рима или организацию тайных сообществ).

При нем приняли мученическую смерть в Риме св. Иустин Философ и его ученики. Особенно сильны были гонения в Смирне, где был замучен св. Поликарп, еп. Смирнский, и в галльских городах Лионе и Вене ( См. Евсевий. Церк. ист. V, 1-2 главы).

 

Коммод (180-192) был даже, скорее, благосклонен к христианам, под влиянием на него одной женщины, Марции, вероятно - тайной христианки. Но и при нём были отдельные случаи преследования христиан. Так в Риме был казнен сенатор Аполлоний, защищавший в сенате христиан, обвинённый своим рабом в принадлежности к христианству. Но за донос казнён был и раб (см. Евсевий. Церк. ист. V, 21).

 

Септимий Север (193-211) При нем:

  • в числе других был обезглавлен Леонид, отец знаменитого Оригена,
  • брошена в кипящую смолу девица Потамиена,
  • принял мученический венец Василид, один из исполнителей казни над Потамиеной, обратившийся ко Христу увидев мужество девицы.
  • В Лионе был замучен св. Ириней, тамошний епископ.

В карфагенской области гонения были сильнее, чем в других местах. Здесь Фивия Перпетуя, молодая женщина благородного происхождения, была брошена в цирк на растерзание зверями и добита мечом гладиатора.

Та же участь постигла и другую христианку, рабыню Фелицитату, мучившуюся родами в темнице, и её мужа Ревоката.

 

Каракалл (211-217) продолжал частные и местные преследования.

 

Гелиогабал (218-222) не преследовал христиан, потому что сам не был привязан к римской государственной религии, а увлекался сирийским культом солнца, с которым стремился объединить и христианство.

К тому же к этому времени народные возмущения против христиан начинают ослабевать. При ближайшем знакомстве с ними, особенно, в лице христианских мучеников, народ начинает разубеждаться в своих подозрениях относительно их жизни и учения.

 

Александр Север (222-235), сын почтенной Юлии Маммеи, почитательницы Оригена. Усвоив миросозерцание неоплатоников, искавших истины во всех религиях, он познакомился и с христианством. Не признав его безусловно-истинной религией, он, однако, нашёл в нем много достойного уважения и многое из него принял в свой культ. В его божнице, наряду с признаваемыми им божественными существами, Авраамом, Орфеем, Аполлонием, стояло изображение Иисуса Христа.

Александр Север даже разрешил некий спор между христианами и язычниками в пользу христиан.

Но христианство все же не объявлялось "религией дозволенной".

 

Максимин Фракиянин (Фракиец) (235-238), был врагом христиан из ненависти к своему предшественнику, которого убил.

Издал эдикт о преследовании христиан, в особенности, пастырей Церкви. Но гонение разразилось лишь в Понте и Каппадокии.

 

Гордиан (238-244) Преследований не было.

 

Филипп Аравитянин (244-249), был настолько благосклонен к христианам, что впоследствии возникло мнение, что он и сам был тайным христианином.

 

Деций Траян (249-251) Решил полностью истребить христиан. Преследования, которые начались после эдикта 250 г., превосходили все предшествующие своей жестокостью, за исключением, разве, гонения Марка Аврелия.

В это жестокое гонение многие отпали от христианства.

Основная тяжесть гонения обрушилась на предстоятелей церквей.

В Риме в начале гонений пострадал еп. Фабиан, приняли мученическую кончину Карп, еп. Фиатирский, Вавила, еп. Антиохийский, Александр, еп. Иерусалимский и др. Знаменитый же учитель Церкви Ориген претерпел множество истязаний.

Некоторые из епископов покидали на время места, где они жили, и издали управляли церквями. Так поступили св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский.

А св. Григорий Неокесарийский вместе со своей паствой удалился на время гонения в пустыню, вследствие чего у него совсем не было отпавших.

Гонение продолжалось только около двух лет.

 

Галл (252-253) поводом для гонения послужил отказ христиан от языческих жертвоприношений, назначенных императором по случаю общественных бедствий. В это гонение пострадали в Риме Корнилий и Луций, сменившие друг друга епископы.

 

Валериан (253-260) в начале своего правления был благосклонен к христианам, но под влиянием друга Маркиана, фанатика-язычника, начал в. преследования.

Эдиктом 257 г. он приказал ссылать в заточение священнослужителей, и запретил христианам созывать собрания. Сосланные епископы из мест заточения управляли своими паствами, и христиане по-прежнему собирались на собрания.

В 258 г. последовал второй эдикт, повелевавший казнить священнослужителей, христиан высших классов обезглавливать мечом, знатных женщин ссылать в заточение, придворных, лишив прав и имений, отправлять на работы в царские поместья. О низших классах ничего не говорилось, но с ними тогда и без этого поступали жестоко. Началось жестокое избиение христиан. В числе пострадавших были римский епископ Сикст II с четырьмя диаконами, св. Киприан, еп. Карфагенский, принявший мученический венец на глазах паствы.

 

Галлиен (260-268). Он двумя эдиктами объявил христиан свободными от преследований, возвратил им конфискованное имущество, молитвенные дома, кладбища и пр. Таким образом, христиане обрели право на имущество.

 Для христиан надолго наступило спокойное время.

 

Домиций Аврелиан (270-275), как грубый язычник, не был расположен к христианам, но и он признавал за ними предоставленные им права.

Так, в 272 г., будучи в Антиохии, он решил дело имущественных интересов церкви (еп. Павел Самосатский, низложенный за ересь, не хотел отдать храм и дом епископа вновь поставленному еп. Домну) и в пользу законного епископа.

В 275 г. Аврелиан решил возобновить преследования, но в том же году был убит во Фракии.

В период тетрархии:

запад

восток

август – Максимиан Геркул

август – Диоклетиан

кесарь – Констанций Хлор

кесарь – Галерий

С 305 года

август – Констанций Хлор

август – Галерий

кесарь – Север, затем Максентий

кесарь – Максимин Даза

С 312 года

С 313 года

август – Константин
единовластное правление

август – Ликиний
единовластное правление

 

Максимиан Геркул (286-305) готов был преследовать христиан, особенно, находившихся в его войске и нарушавших воинскую дисциплину отказом от принесения языческих жертв.

Диоклетиан (284-305) в продолжение почти 20 первых лет своего правления не преследовал христиан, хотя лично был привержен к язычеству. Он согласился только издать эдикт об удалении христиан из войска. Но в конце правления под влиянием зятя Галерия издал четыре эдикта, из которых самым страшным был изданный в 304 г., согласно которому все христиане поголовно осуждались на пытки и мучения с целью принудить их к отречению от веры.

Начались самые страшные гонения, которые до тех пор испытали христиане.

Констанций Хлор, всегда смотрел на христиан без предубеждения.

Констанций только для видимости исполнял некоторые эдикты, как, например, допустил разрушение нескольких церквей,

Галерий, зять Диоклетиана, ненавидел христиан. Будучи кесарем, он мог только ограничиться частичными преследованиями христиан,

В 303 г. Галерий настоятельно требовал издания общего закона, целью которого было полное истребление христиан.
Диоклетиан подчинился влиянию зятя.

(Подробно об этих гонениях рассказывает их современник Евсевий, еп. Кесарийский в своей церковной истории.)

Став августом-императором, продолжал преследования с той же жестокостью.

Пораженный тяжкой и неизлечимой болезнью, убедился, что никакая человеческая сила не может уничтожить христианства. Поэтому в 311 г., незадолго до своей смерти, выбрав одного из своих полководцев, Ликиния, вместе с ним и с западным императором Константином издал эдикт о прекращении гонения на христиан.
Эдикт был обязателен для кесарей.

Максентий, мало заботившийся об управлении, не преследовал христиан систематически, ограничиваясь лишь частными истязаниями и поруганиями.

и оставался тираном своих подданных, как христиан, так и язычников.

Максимин после смерти в 311 г. Галерия начал было по-прежнему преследовать христиан, запрещал им строить, изгонял из городов, некоторых увечил. Им были преданы смерти: Силван Емесский,
Памфил, кесарийский пресвитер
Лукиан, антиохийский пресвитер и ученый
Петр Александрийский и др.

В 313 году императоры Константин и Ликиний издают Миланский эдикт, провозглашающий свободное исповедание христианства.

Символы Европы - это символы христианства

Символы Европы - это символы христианства
Антикрестовый поход Страсбургского суда провалился

Роман Багдасаров

Всякая попытка избавиться от религиозной символики заранее обречена на провал. История традиционных символов насчитывает десятки тысяч лет, в то время как атеистическое мировоззрение выражает себя от силы лет триста и в масштабе несоизмеримо меньшем. Слой религиозных ассоциаций присутствует в памяти любого человека, даже если он пытается умалчивать об этом или отрицать.

 


Право одиночки или волеизъявление нации?

Спор о христианской символике между Италией и Европейским судом по правам человека возвратился на исходные позиции. 3 ноября Страсбургский суд вынес приговор по жалобе итальянской гражданки финского происхождения Сойле Лаутси, которая требовала убрать распятия из классов светской школы, где учатся её дети. Знатоки человеческих прав постановили запретить символы христианства в государственных школах Италии. Разумеется, никто не ожидал, что итальянское общество и правительство стремглав кинутся исполнять сей вердикт. Народ Италии вызов принял, а в демократию он умеет играть даже лучше, чем в футбол.

Итальянский депутат Европарламента Антонио Канчан (он, кстати, является членом правящей в стране партии Popolo della Libertà) 10 ноября направил в адрес Совета Европы и Еврокомиссии запрос, исполненный сарказма. Канчан напомнил, что эпизод с «италофинкой» не единичный прецедент, аналогичные случаи имели место в Испании, Германии, Франции. В Италии же проблема с главным символом христианства считается решённой уже добрых двадцать лет. Ещё в 1988 году Государственный совет республики постановил, что распятие является «не просто символом христианской религии, но имеет значение, независимое от той или иной конфессии».

Словно в подтверждение этого, по Италии прокатилась волна протестов, в которых участвовали отнюдь не только католики и верующие. Большинство муниципалитетов страны высказалось против страсбургского вердикта. В течение недели распятия появились даже в тех присутственных местах (например, в мэриях), где раньше их не было в помине.

Теоретическая свобода индивидуума, пестуемая Евросоветом, столкнулась с реальной свободой целого народа, который не потерпел диктата извне. Однако в своём ответе Канчан пошёл дальше и, в свою очередь, поинтересовался у Комиссии, понимает ли она, что решение Страсбургского суда ставит под сомнение сам флаг Евросоюза, который вполне можно интерпретировать в системе мариологической (богородичной) символики?

История флага с двенадцатью звездами

Последнее, вероятно, беспокоит и самих антирелигиозников из Совета Европы. Недаром разговоры о замене актуальных символов единой Европы слышатся в последнее время всё чаще. 12 звёздам на его флаге долгое время пытались приписать чисто светскую или даже языческую семиотику: 12 часов на циферблате, 12 месяцев в году, 12 унций в фунте монетного веса, 12 полутонов в октаве, 12 колористических оттенков в западном изобразительном искусстве, 12 таблиц Римского права, 12 знаков Зодиака, 12 олимпийских богов, 12 подвигов Геракла... Однако флаг, разработанный в 1955 году, имеет конкретных авторов и они свидетельствуют совсем об ином.



Художник, придумавший флаг Совета Европы, Арсен Хейц (Arsène Heitz) заявил, что вдохновлялся Откровением Иоанна Богослова, а именно следующими строками: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами её луна и на главе её венец из двенадцати звёзд» (Отк 12:1). Обращает на себя внимание и тот факт, что флаг был утверждён 8 декабря 1955 года, что совпало с католическим праздником Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Не менее замечательная история связана и с другим человеком, непосредственно причастным к утверждению флага Совета Европы более полувека назад, бельгийцем еврейского происхождения Полем Леви (Paul Lévy). В годы войны, будучи ещё иудеем, он дал обет принять святое крещение, если останется жив. Выжив, Леви исполнил своё обязательство перед Богом: перешёл из иудаизма в католичество. Когда был учреждён Совет Европы, Поль Леви стал первым директором его пресс-службы. В 1952-м при обсуждении символики Европейского движения, Леви предложил для него знамя, которое, однако, было отклонено социалистами из-за наличия креста.



Сам Леви предпочитал не особенно распространяться каким образом ему пришла в голову идея о 12 звёздах. Но, судя по всему, здесь не обошлось без определённого мистического опыта. Ряд источников утверждает, что однажды Леви обратил внимание на звёзды, образующие нимб вокруг статуи Девы Марии: они пылали, отражая солнце, на фоне небесной синевы. Позднее Леви встретился с графом Лодовико Бенвенути, христианским демократом из Венеции (в 1957-1964 гг. Генеральным секретарём Совета Европы), и предложил ему в качестве эмблемы для флага Европы двенадцать золотых звезд на голубой подложке.

Интервью Поля Леви, данное незадолго до смерти:  ena.lu/?lang=1&doc=20734


Несмотря на отмежевание от религиозных ассоциаций, в 1956 году Совет Европы назначил местом своего постоянного пребывания Страсбург, в кафедральном соборе коего находится витраж, изображающий Деву Марию с венцом из 12 звезд на темно-синем фоне.

Согласно Хавьеру Паредесу, профессору новейшей истории из университета Алькала-де-Энарес в Испании, «в этих многочисленных совпадениях, не составит труда обнаружить улыбку и попечение о нас Нашей Матери, Королевы Европы, готовой дать нам руку помощи в той большой задаче, которую наследник святого Петра [т. е. Папа Римский] поставил перед нами: примером собственной снова обратить Старый Свет к христианству».

Впереди новые бои за европейскую идентичность

Попытки заменить существующий флаг Европы каким-нибудь другим регулярно предпринимаются символом, и так же регулярно проваливаются. Одна из последних исходила со стороны культового голландского архитектора Рема Колхаса, предложившего некий символ напоминающий то ли торговый штрих-код, то ли знамя международного гей-движения.



Несмотря на лавры мастера в области архитектуры, в дизайне Колхас оказался явно не на высоте. Даже наблюдателям-непрофессионалам очевидно, что по части практичности нынешний символ куда эффективнее. Существует нехитрый способ убедиться в этом: достаточно убрать цветность из изображения флаг, либо ухудшить его разрешение. Такие пертурбации неизбежны, например, при размножении документов с символом Евросоюза на копировальной технике, где отсутствует цвет. И в первом и во втором случае флаг теряет свою информативность и внятность. А при уменьшении вообще превращается в серое неразборчивое пятно.

Надо заметить, что всякая попытка избавиться от религиозной символики заранее обречена на провал. История традиционных символов насчитывает десятки тысяч лет, в то время как атеистическое мировоззрение выражает себя от силы лет триста и в масштабе несоизмеримо меньшем. Слой религиозных ассоциаций присутствует в памяти любого человека, даже если он пытается умалчивать об этом или отрицать.

Трудно переть против рожна (Деян 9:5), игнорируя канон визуального восприятия дизайна, веками формировавшийся в русле европейской культуры. Пока же противостояние «христианского лобби» и деконструкторов идентичности закончилось вничью. «Европейская Комиссия помнит, что национальные законы о религиозных символах в публичных зданиях входят в компетенцию внутренней юрисдикции», – гласит ответ на запрос Антонио Канчана. Таким образом, Еврокомиссия оставила этот вопрос на усмотрение национальных правительств, признавая задним числом правомочность итальянского решения. Кстати говоря, демарш Итальянской Республики отвёл удар и от покушения на государственную символику тех стран Европы, в состав которой входит крест. Таковы, к примеру, флаги Великобритании, Швеции, Финляндии, Мальты, Португалии, Словакии и Греции.

Вторая часть ответа на обращение Антонио Канчана показывает, что бой за христианскую идентичность не окончен: «Комиссия помнит также, что осуществление приговоров Европейского суда по правам человека входит в компетенцию Совета Европа». Реакция на эти приговоры может быть диаметрально противоположной позиции Италии. Скажем, испанские власти готовят законопроект, запрещающий размещать в школах, больницах, тюрьмах и казармах христианские символы.

Комментируя ситуацию, заместитель председателя Европарламента Марио Мауро процитировал речь, произнесённую в 1958 году одним из основателей объединённой Европы Робером Шуманом: «Все страны Европы пронизаны христианской цивилизованностью. Она – душа Европы, к которой нужно вернуться». Шуман, Конрад Аденауэр и Альчиде Де Гаспери, считает Мауро, «были тремя христианскими католическими верующими. И в то же время они были, пользуясь выражением столь же двусмысленным, сколь и злоупотреблямым, тремя «светскими» лицами. Никто из них никогда не мечтал навязать христианство в качестве конфессии «государству» Европы. Но никто из них не представлял себе, что Европа может без него обойтись

Мученики начала третьего тысячелетия

Мученики начала третьего тысячелетия
статья из журнала "След"

Вместо эпиграфа:
Европарламент рассмотрит проект резолюции против преследования христиан в различных регионах мира
«Серьезные инциденты, подвергающие опасности существование христианских и иных религиозных общин на Ближнем Востоке и в других частях света», — такая формулировка содержится в тексте проекта резолюции против преследований христиан, представленной в Европарламенте.
Как сообщает Ватиканское радио, идея резолюции принадлежит вице-президенту Европарламента итальянскому депутату Марио Мауро, который предложил рассмотреть эту проблему в широком контексте.
По словам Марио Мауро, этот текст является также попыткой разрешения проблемы, которое бы преодолело барьер традиционной «политкорректности», а именно борьбы за права всех возможных меньшинств, кроме христианских.
Документ предлагает подробное изложение отдельных фактов нарушений прав верующих и ставит перед собой конкретную цель — внести пути решения указанных проблем в программу помощи Евросоюза. В число затрагиваемых регионов входят сектор Газа, Филиппины, Ирак, Пакистан, Турция, Судан.
Как отметил Марио Мауро, документ не случайно создан в преддверии Межкультурного года культуры, каким Европейский союз намерен провозгласить грядущий 2008 год. По мнению депутата, взаимодействие культур означает, что культурные особенности сосуществуют, живут рядом, не мешая друг другу.
ИТАР-ТАСС/Патриархия.ru

От Северной Америки до Азии, Африка и Европа. За последние 15 лет зверски убито более 600 миссионеров. Многие убийства до сих пор не раскрыты. След предлагает попытку обзора преследований нашего времени. Джанкарло Джойелли ( журнал CL «След» январь 2006г.)

Новомученики третьего тысячелетия имеют европейские, азиатские, африканские, южноамериканские черты лица. Они говорят на языках известных и на языках незнакомых. Они были проигнорированы Западом, мало кто выходит на площадь для их защиты. И все же их много, очень много.

Преследований «хватит» на всех. И в Европе, где на Балканах, особенно в Боснии, крепнет исламский фундаментализм, и в Косове, где после установления так называемого «мира» в по следние пять лет было разрушено несколько сот христианских церквей, переживших еще господство Османской империи. Еще 15 лет назад в Албании запрещалось далее произносить слово «Бог», а церкви были музеями атеизма. Духовенство и монашествующие находились в тюрьмах или скрывались от преследований. Америка, Африка и Азия

В Южной Америке христиане и священники, которые выступают против наркоторговли и произвола к бедным, все еще рискуют своей жизнью. В Африке - в Судане, на Юге, и не только в Дарфюре - и продолжается война, и христиане из деревень зоны, где была обнаружена нефть, продолжают скрываться от преследований, репрессий и похищений со стороны военизированных отрядов исламского правительства Севера, которое стремится овладеть южными землями и установить на них право шариата. Подписанный год назад мирный договор практически не имеет силы. В Уганде тайная армия детей-солдат с Севера объявила войну католиче ским миссиям, которые пытаются спасти этих похищенных и принужденных воевать подрост ков. В Нигерии в прошлом году было зарегистрировано более 12 тысяч убитых, большинство из них христиане, жертвы жестокости с момента провозглашения исламского закона в двенадцати штатах страны.

Ситуация в Азии следующая. В Саудовской Аравии может быть арестована группа из 40 христиан, собравшихся для совместной молитвы. В районе «священная земля Ислама» (Dar al Islam) запрещено со вершать богослужения и выставлять напоказ крест. В Пакистане силен закон против богохульства, закон, согласно которому человек, исповедующий веру, которая отрицает священное направление Корана и проповедь Пророка, подлежит смертной казни. Другими словами, горе тому, кто публично назовет себя христианином. Буддистские экстремисты атакуют христианские церк ви в Шри-Ланке; то же совершают и индуисты в Индии. Но не только религиозный интегрализм неистовствует против христиан. Не выносят этих странных людей, верящих в Бога и не преклоняющих колено перед человеческой властью, тоталитарный и коммунистический режимы. Единственная допустимая религия в Северной Корее - это культ лидера Кима Йонга II и его отца. Все верующие обязаны зарегистрироваться, они подвергаются постоянным проверкам, их жизнь не из легких. За пятьдесят лет режима исчезло 300 тысяч христиан, почти все они священники или монашествующие.

Религиозная свобода и коммерческая деятельность «Конечно же, сегодня Китай - это место наибольшего страдания, где преследования по отношению к христианам и Церкви общеизвестны - говорит нам отец Бернардо, главный редактор Asia News; здесь наблюдается невероятная физическая жестокость со стороны правительства по отношению к священникам, сестрам, епископам, постоянное подавление всех религиозных инициатив, и число мучеников огромно. На территории Китая 80 миллионов христиан живут под угрозой конфискации жилья и земли, а также похищения. Епископам не было позволено участвовать в Синоде, посвященном Евхаристии, а ведь речь на нем шла не о политических протестах, а только о Таинстве: они боятся освященного куска хлеба!» Если на Западе существует восприятие Китая как демократической страны, переступившей через комму низм, то это только потому, что мы наблюдаем за его рынком и свободным развитием капиталистических от ношений. «Попытаюсь высказать пророчество, - продолжает отец Бернардо, - что если не наступит религиозная свобода, то и западные предприниматели, привлекаемые сегодня жаждой новых рынков, станут жерт вами тех же преследований, что сегодня претерпевают христиане. И на самом деле это уже происходит: ликвидируются фабрики, не соблюдаются контракты, конфискуется оборудование; там же, где происходит какая-то деятельность, широко распространена коррупция...»

Обращение в христианство новых людей
Отец Пьетро Геддо, миссионер, писатель и журналист, был среди первых (и немногих), кто в 70-80-х годах заявил о мученичестве христиан в юго-восточных азиатских странах: «Отличие христиан раздражает по всеместно, - говорит отец Геддо. - Бывают ситуации, когда преследование очевидно, когда оно выпирает наружу, как в Китае и Вьетнаме, когда религиозная свобода отсутствует вовсе или очень ограничена, как в Саудовской Аравии; бывают и такие ситуации, когда предается забвению то, что происходит на протяжении многих лет, как, например, в Судане или тех странах, где христиане подвергаются преследованиям не со стороны правительства, а со стороны мусульманских фундаменталистов, которые подстрекают против христиан толпы людей и убивают миссионеров. Так происходит в Индонезии, на Филиппинах». В 90-х годах в Восточном Тиморе, где проживает около 300 тысяч христиан, половина населения, желавшего независимости от мусульманской Индонезии, присоединенной к бывшей португальской колонии, была зверски убита до вмешательства ООН. Но парадоксально, что преследования не мешают обращению, даже наоборот. То же происходило и в первые времена христианства. «В христианских поселениях, - говорит отец Геддо, - люди живут по-другому: они живут более человечно, и другие люди видят это. В христианские школы принимают всех, и у всех есть возможность жить достойно. Несомненно, и христиане проживают свою веру не в совершенстве, наша жизнь полна противоречий, все мы грешники... но есть что-то более великое, что сообщается через христиан другим людям. Евангелие возвещает не правила, а иную жизнь. И именно эта иная жизнь раздражает исламского фундаменталиста или коммунистическое правительство. Иная жизнь».

Недальновидность Запада
Отец Андреа Пачини, директор основанного Фон дом Аньелли Центра сравнительных учреждений, занимающегося религиозной тематикой, обеспокоен возможными последствиями этой жестокости на процессы интеграции, в том числе и на Севере земного шара.

«Не стоит чрезмерно обобщать, однако в мусульманском мире действительно есть общая тенденция ограничивать практику религиозной свободы. Бывают ситуации, когда в атмосфере общей подчиненности как будто бы разрешена свобода культа. В иных случаях запрещено даже совершать богослужения. В Саудовской Аравии самый очевидный пример - это тот факт, что ситуация в течение долгого времени игнорировалась, возможно, именно из-за сотрудничества Аравии с Западом в экономическом плане, и сами же мусульманские мыслители реформаторского толка упрекают нас за эту недальновидность. Недальновидность серьезная: защита ценностей была завуалирована стратегически военным и экономическим союзом. Далее -события в Иране, в Пакистане. Неоспоримо, что внимание средств массовой информации и общества к ним было явно недостаточным. Стоило бы рассматривать религиозную свободу как индикатор свободы и уважения человеческих прав в общем. Я предвижу дальнейшую опасность в том, что интегрализм мусульманских стран и отрицание религиозной свободы вернется в отношения различных культур и различных религий в западном мире, где самый высокий показатель иммиграции. Мусульманин становится опасностью, и уже стирается разница между фундаментализмом и умеренным исламом, который тоже становится жертвой интегралистов. На институциональном уровне тоже необходимо делать больше, но это касается правительств, даже не одного правительства, за рассмотрение этого вопроса должен взяться Евросоюз. Это международный вопрос, и нужно решать его как он есть».

Вселенский характер Церкви
Аттило Тамбурини, директор ассоциации «Помощь страдающей Церкви», ежегодно публикует доклад о положении религиозной свободы в мире. «Есть моменты, когда преследования в некоторых зонах более заметны. О других преследованиях известно меньше. Исламский фундаментализм занимает сегодня атакующую позицию в Индонезии, преследование в Китае я определил бы как структурное. Там есть правительственная воля. Причина повсюду одна и та же: христианин свободен, человек в его понятии существо исключительное, неповторимое, неподвластное: христианин отвечает господину, который не принадлежит этому миру. Что касается католической Церкви в частности, то раздражает ее универсальность. Поэтому разные правительства пытаются создать национальную церковь, где верующие были бы изолированы перед властью, а значит, ими было бы легче манипулировать. В Индии христианская концепция о человеке привела к учреждению школ, открытых для всех, - неслыханное возмущение для тех, кто разделяет кастовое понятие общества. Поэтому католические школы и университеты сталкиваются с большими проблемами, их деятельности активно препятствуют местные власти, некоторые из них разрушены и сожжены».

«Итальянское правительство, - продолжает Тамбу рини, - что-то предпринимает, хотя могло бы сделать и больше; единственное правительство, предпринимаю щее решительные меры, - это Америка, но потому что в Соединенных Штатах народ глубоко ощущает религиозную свободу. У нас же недостаточный интерес общественного мнения. И первый шаг должен быть сделан на церковном уровне. Когда я провожу конференции по этим темам, меня спрашивают: почему никто и никогда не говорил нам об этом? Первое - это информация. Иоанн Павел II говорил об этом ясно, Бенедикт XVI говорит об этом и говорит громко, кардинал Руини тоже недавно об этом говорил. Но проблема в основной массе христиан. Чувствительность к этим со бытиям снижается. Я видел христиан, собравшихся на площади по поводу тысячного смертного приговора в США. И это правильно. А христиане, которых убивают во всем мире? Хорошо было бы, если бы был введен День страдающей Церкви. В Деяниях Апостолов мы читаем, что, когда Петра арестовали, вся Церковь молилась за него. А что сегодня делаем мы для преследуемых христиан?»

Третий секрет Фатимы
Есть данные, что более 250 миллионов христиан живут в опасных ситуациях из-за своей веры. Около 160 тысяч людей умирают за веру ежегодно: это простые верующие, священники, монашествующие. Более 600 миссионеров зверски убито за последние пятнадцать лет.

И все же - и это самое поразительное - наряду с увеличением преследований, увеличивается и количество новообращенных. Каждый день из стран, где погибают мученики, наряду с новостями о насилии и пытках, приходят невероятные свидетельства верности Церкви и невероятным образом увеличивается число призваний. Например, в Китае, где жестоко преследуется католичество, в одном из городов тайно работают семьдесят священников, и около 140 семинаристов учатся в подпольной семинарии. Это пророчество, которое почувствовал на себе Иоанн Павел II 13 мая 1981 г., в день, когда он был ранен из пистолета Али Агка. Это третий секрет Фатимы, открытый в начале нового тысячелетия: широкая вереница мучеников, ведомые к епископу в белых одеждах, также мученику, питающему своей кровью Божию Церковь.

Погребенные безразличием
Антонио Соччи
СМИ об этом молчат, А каждый год болев 160 тысяч христиан теряют жизнь за веру. Мария египтянка, ей 18 лет. Она ровесница и тезка моей до чери. Она христианка; однажды во время дня рождения в гостях у друга - как рассказывает она корреспонденту The Observer- она была похищена фанатичными мусульманами, девять месяцев провела в рабстве и была принуждена стать мусульманкой. Татуировку с изображением креста, которая была у нее на запястье, ей вывели серной кислотой. Ей удалось сбежать, и она была вынуждена долгое время скрываться, по скольку "возвращение" в христианство из ислама "не приветствуется". И это только один из многочисленных примеров нормального антихристианского ужаса в мире. Юсриани (15 лет), Терезии (16 лет) и Альвите (19 лет) 19 октября в Позо (Индонезия) за христианскую веру перерезали горло и отрубили головы. Они тоже были похожи на моих дочерей.

Кто не закричал бы в исступлении за своих дочерей? Разве они не наши дочери? Разве не наши друзья и братья те бедные крестьяне в Сулауэзи, которые стали жертвами исламского насилия в 2000-м году? Пока повсеместно проходили демонстрации, обращения, концерты в знак протеста против введения закона о смертной казни в США, за них никто не сказал ни слова, они, находящиеся в ожидании исполнения приговоpa, уже погребены заживо. Погребены безразличием. За них, малых этого мира, и за всех других христиан, за христиан Китая или Северной Кореи, никто не кричит. За них не молятся в наших церквях. У нас есть дни работников печати, дни студента, есть даже день иммигранта... Но нет в году ни одного дня, посвященного памяти тех людей, которые сегодня каждый день отдают жизнь за веру во Христа.

Мы должны всеми силами просить о молитве за 45 миллионах христиан, убитых за веру в XX веке. Это самое массовое убийство за всю историю христианства. Когда мы видим жизнь христиан в таких странах, как Пакистан, впечатляет, сколько готовы отдать за Христа эти простые люди. Для них быть христианами означает приговорить себя и своих детей как минимум к жизни без прав и привилегий. Но они не отрекаются от Него. Они любят Его и следуют за Ним с простотой и доверием. Движение воспитывает нас к тому, чтобы открывать ум и сердце и, глядя на эти моменты в мире, помнить об Иисусе распятом. Так мы научились видеть жизнь в горизонте всео хватной реальности и любить свидетельство наших братьев о Христе. Так мы познакомились с такими людьми, как Кароль Войтыла.

Мы, воспитанные Движением, с юности чувствовали частью самих себя каждого христианина в самых дальних уголках земли. Их раны кровоточили для нас как раны Христа. Ибо все они часть Его живого тела. Как и мы. Можем ли мы любить Его лицо, Его нежное присутствие, не признавая его в том, кто за Него страдает? "Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает" (Мф 18:5).

 

Убийства христиан

В убийстве сотрудников христианского издательства обвиняют турецких исламистов 11 мужчин и одна женщина из числа исламских националистов могут быть осуждены за пытки и убийство в городе Малатья трех сотрудников христианского издательства. Убийство двух турецких подданных и одного гражданина Германии было совершено в среду. Жертв привязали к стульям, после чего перерезали им горло. Они уже умирали, когда в помещение ворвалась полиция. Предполагаемый лидер преступной группировки Эмре Гюнайдын получил серьезную травму, когда пытался бежать, выпрыгнув с балкона четвертого этажа. Это уже не первое преступление против христиан в Турции. Можно вспомнить убийство священника Римско-католической церкви: его застрелили в церкви в порту Трабзон.

В предместье Денвера неизвестный преступник открыл стрельбу в школе для христианских миссионеров, сообщает АР. Два человека погибли, еще двое получили ранения. По данным полиции, около 45 человек были эвакуированы из здания. Преступник, по описанию свидетелей 20-летний мужчина, скрылся с места происшествия.

В США произошло зверское убийство христианской семьи из Египта Хоссана Арманиуса, его жены и двух дочерей 15 и 8лет. Все четверо были связаны, избиты, в горла и головы жертв убийцы нанесли многочисленные удары ножом. После убийства серьезно обострились отношения между коптской христианской и исламской общинами. Многие христиане убеждены, что Арманиус стал жертвой исламских экстремистов – незадолго до гибели он позволил себе довольно жесткие высказывания в адрес мусульман и ислама на одном из интернет-форумов. Христианские и мусульманские лидеры распространили обращения к верующим, призывая их не допустить конфликта между двумя общинами.
... В Турции сохраняется напряженность между греко-православной общиной и центральной властью. 6 января на православное Рождество прошла манифестация группы ультранационалистов, кричавших: 'Вы находитесь в Турции! Любите ее или убирайтесь!' До этого в сентябре 2004 тысяча манифестантов собрались перед православной церковью в Фенере и сожгли изображение патриарха. В октябре в саду патриархии была взорвана бомба. С конца XIX века община сократилась от 500 000 до 3 000 в наши дни.
... В Шри-Ланке террористы забросали гранатами здание христианской церкви в Валайченнаи. По версии ланкийской полиции, это результат трений между христианской и индуистской общинами страны. В результате взрыва около 40 человек получили ранения, трое погибли в результате террористического акта на востоке Шри-Ланки.
... В Эритрее продолжаются аресты христиан за веру. 17 января в Эритрее арестован член христианской организации "Strategic World Impact" (SWI). Президент этой миссии сообщает, что с начала 2005 было арестовано уже около 200 христиан. 60 членов церкви Рема в Асмаре были арестованы во время празднования Нового Года в доме церковного лидера. 2 января 25 членов церкви Пробуждения были арестованы во время репетиции свадебной церемонии членов своей церкви. 9 января были арестованы участники другой свадьбы, включая детей. Они были заключены в тюрьму, а затем переведены в военный лагерь. Помимо этих заключенных в Эритрее за христианскую веру томятся в тюрьмах 567 человек,

 

urokiatheisma