Атеизму-нет

...ибо атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну. Ф.Бэкон

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Иноверие Противоречивая античность


Противоречивая античность

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Язычество, которое мы потеряли...

По ходу полемики христиан с атеистами, нередко всплывает тема язычества и его противоборства с христианством. Причем атеисты в основном берут сторону язычников. Происходит это по двум причинам. С одной стороны, для того, чтобы очернить христианскую эпоху надо создать белый фон и, с другой стороны, язычники импонируют атеистам своей "незакомплексованностью, искренностью, мужеством, незадогматизированностью " в противовес "рабской психологии, жестокости, лицемерию" христиан. Причем христианство часто ассоциируют со Средними веками, а язычество с древностью, хотя христиане были уже в древности, а язычники были еще в Средневековье. Для того чтобы развенчать миф о великом языческом прошлом мы начинаем цикл статей "Язычество которое мы потеряли". Данные статьи не предназначены к тому, чтобы доказать что все язычники - поголовные извращенцы и кровавые убийцы. И среди язычников были и есть светлые личности, но это не значит, что мы не должны знать и темную сторону истории язычества. Поэтому когда вас начнут стыдить, дескать вот "тогда" все было хорошо, а потом когда пришли христиане, вдруг "все стало плохо", то давайте этим людям ссылки на наши статьи.

Противоречивая античность

Античность: доблести, мужеству и отваге античных мужей можно восторгаться, их стойкости и непоколебимости хочется подражать. Первые мученики были воспитаны именно в тех условиях и тех традициях. Но не иллюзия ли это, не ошибочно ли то восхищение античным миром, которое можно бы видеть во все времена?

Этот вопрос мы задали заведующему кафедрой языкознания филологического факультета МГУ, профессору МГУ и МДА Александру Александровичу Волкову. Мы входим в Благовещенский собор Московского Кремля и обнаруживаем Платона с Аристотелем прямо на фреске собора. Их называли христианами до Христа [1] .

Античное общество было обществом очень хороших людей, которые очень хорошо друг к другу относились и были весьма терпимы. При этом гладиаторские бои почему-то были запрещены только в V веке по Рождестве Христовом, хотя христианство стало государственной религией в начале IV века. Значит, эти хорошие античные люди могли с вожделением смотреть, как один человек убивает другого, как дикие звери рвут людей на части, как льется кровь. Это возбуждало и радовало зрителей.

У античного человека было другое отношение к смерти. С. Аверинцев называет это статуарностью: человек совершает поступок и любуется собой. Достоинство человека, которое выражается в его поступках, было свойственно всей античности. Античный человек может бояться, его душа может уходить в пятки, его «лядвия наполнишася поруганий», но он смеется, как смеются боги, не показывает своей слабости, своего страха. Поза подменяет собой духовную реальность.

”Идеальное” государство, построенное Платоном, застыло в одной симметрической позе. Это – всецело мраморная статуя. В этом государстве решительно нет никакой истории и нет никаких социальных проблем. Тут сословия застыли в одном определенном отношении друг к другу. Они не развиваются, не живут, не ищут. Все государство как бы вращается в себе наподобие небесного свода. … Тут нет неповторимости, нет историчности. Тут нет биографии, нет идеалов, нет борьбы, нет исповеди. Круговращение и переселение душ тоже ведь не есть история. Это – история, построенная по типу астрономии; это вид астрономии. Тут нет трепещущей волны исторического развития, нет интереса к прошлому и будущему, нет безвозвратности и неповторимости, нет борьбы и победы. Тут – навеки статическое и только внутри себя равномерно вращающееся статуарное бытие, самодовлеющее, вечное и беспорывное. Это – своеобразная группа Лаокоона. Это – скульптурно-отделанная и мраморно-холодная Идея (А.Ф. Лосев «Очерки античного символизма и мифологии»)

Выявленное в Библии восприятие человека не менее телесно, чем античное, но только тело для него не осанка, а боль, не жест, а трепет, не объемная пластика мускулов, а “уязвляемые потаенности недр”; это тело не созерцаемое извне, но восчувствованное изнутри, и его образ слагается не из впечатлений глаз, а из вибраций человеческого “нутра”. Это образ страждущего тела, терзаемого тела, в котором однако живет такая “кровная”, “чревная”, “сердечная” теплота интимности, которая чужда статуарно выставляющему себя напоказ телу эллинского атлета. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы.- М.: Наука, 1977. — 320с).

Жалость, по Аристотелю, — порок. Сострадание –порок. Человек не может ни бояться, ни переживать ни от чего. Он, до некоторой степени, — герой, который вживается в играемый образ и живет согласно ему. В таком образе жил Муций Сцевола, который жег свою руку и одновременно произносил речь. Подобное поведение — это чудовищная гордыня, тщеславие – это самые страшные грехи.

Подобное поведение — чудовищная гордыня, тщеславие – это самые страшные грехи.

У античного человека другое отношение к смерти, чем у нас сегодня, но это отношение противоположно христианскому отношению к смерти. Для христианина смерть, переход из жизни – таинство.

По этике Платона: суть человека – это душа, а тело – это темница души, от которой необходимо освободиться. Путь к этому освобождению — самоубийство. Для христианина это немыслимо: тело – это храм души, оно воскресает в день воскресения мертвых. Тело и душа принадлежат друг другу. Разрыв их противоестественен. Христианская антропология исходит из неповторимости и духовно-телесной целостности личности. Поэтому аскетизм христианства отличается от языческого, суть его не в уничтожении плоти, а в подчинении плоти душе. Слова те же самые, а содержание другое.

– В чем же мы можем подражать античности и можем ли?

–Безусловно, можем, к этому нас призывали отцы Церкви, в том числе святой Василий Великий. Античность породила сознание достоинства человека, уважение к личности. Важно помнить, что все эти категории в христианстве в значительной степени изменились.

Подробно об этом можно прочесть например в книге блаж. Августина «О граде Божием», беседе св. Ваcилия Великого «Слово к юношам о пользе чтения книг языческих».

Вот что пишет св. Василий Великий: « Поэтому так будем принимать сочинения, в которых заключаются правила добродетели. Например, некто в народном собрании злословил Перикла, но он не обращал на то внимания, и целый день продолжалось, что один осыпал д ругого ругательствами, а другой ни мало о том не заботился. Потом вечером уже, и когда смерклось, этого человека, едва прекратившего брань, Перикл проводил с светильником, чтоб не даром пропало у него упражнение в любомудрии. Еще кто-то, рассердившись, гро зил смертью Евклиду мегарскому и клялся в этом. Но Евклид сам дал клятву, что умилостивит его и заставит прекратить свое к нему нерасположение. Как хорошо, если приходят на память таковые примеры человеку, когда он одержим уже гневом! Ибо не должно верить трагедии, которая без рассуждения говорит: «Раздражение вооружает руку на врагов ». Напротив того, всего лучше вовсе не приходить в раздражение. Если же это трудно, то по крайней мере, удерживая раздражительность рассудком, как уздою, надобно не дозволять в ыходить ей за пределы.

Но возвратим слово назад к примерам доблестных мужей. Некто, нещадно нападая на Coфронискова сына, Сократа, бил его в самое лице, а он не противился, но дозволил этому пьяному человеку насытить свой гнев, так что лице у Сократа от у даров уже опухло и покрылось ранами. Когда же тот перестал бить: Сократ, как сказывают, ничего другого не сделал, a только, как на статуе пишут имя художника, написал на лбу: сделал такой-то; и тем отмстил. Поелику это указывает на одно почти с нашими прав илами; то утверждаю, что весьма хорошо подражать таким мужам. Ибо этот поступок Сократа сходен с тою заповедью, по которой ударяющему по ланите должен ты подставить другую (Мф. 5, 39.), — В такой мере надобно мстить за себя! А поступок Перикла или Евклида сроден с заповедью: терпеть гонителей и кротко переносить гнев их, и с заповедью: желать добра врагам, а не проклинать их . Посему предварительно обученный сему не будет верить заповедям, как чему-то невозможному. Не умолчу и о поступке Александрово м. Александр, взяв в плен дочерей Дария, о которых засвидетельствовано, что красота их была удивительна, не удостоил и видеть их, считая постыдным — пoбедитeлю уступать над собою победу женщинам. Ибо это указывает на одно с заповедью, что воззревший на жен щину для услаждения, хотя и не совершит прелюбодеяния самым делом, но за то, что допустил в душу желание, не освобождается от вины (Мф. 5, 28.). О поступке же Клиния, одного из близких Пифагору, трудно поверить, чтобы сходство его с нашими правилами было д елом случая, а не тщательного подражания. Что’ же сделал Клиний? Дав клятву, мог он избежать потери трех талантов; но лучше заплатил их, чем стал клясться, хотя клятва его была бы в деле справедливом. Он как будто, представляю я, слышал ту заповедь, котора я запрещает нам клятву (Мф. 5, 33.).»

Но и здесь христианство приносит новые смыслы в античные категории: достоинство человека в христианстве – не в том, чего он достоин, а чего он удостоен.

Античность нужно принимать, переосмысляя ее духовную культуру.

____________________________________________________________________

[1] Платон, Аристотель и другие древние философы нередко назывались христианами до Христа, так как, во-первых, в их трудах и изречениях встречаются утверждения о Едином Боге, что в античном мире считалось атеизмом и непочитанием богов, а, во-вторых, многие их изречения близки к христианскому учению. Сократ: “Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым — наказание”. Платон: “Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям

 

------------------------------

Все гениальное просто.  Хотите просто посмотреть фильм? Заходите на tfile смотреть онлайн http://tfile.tv фильмы как российского, так и зарубежного производства. Здесь вы можете посмортреть фильмы онлайн без регистрации.

 

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ В СВОЕМ БЛОГЕ

Скопировать содержимое окошка и вставить в режиме HTML, в свой блог. Если у вас ЖЖ, то вставляете как медиаролик.



Просмотр

Противоречивая античность
16.12.2010
Язычество, которое мы потеряли... По ходу полемики христиан с атеистами, нередко всплывает тема язычества и его противоборства с христианством. Причем атеисты в основном берут сторону язычников. Происходит это по двум причинам. С одной стороны, для того, чтобы очернить христианскую эпоху надо создать белый фон и, с другой стороны, язычники импонируют атеистам своей "незакомплексованностью, искренностью, мужеством,...

 

Комментарии  

 
0 #221 Aaronmep 23.03.2017 06:31
wh0cd603812 tadalis sx: http://tadalissx2017.cricket/ robaxin: http://robaxin17.science/ elocon mometasone furoate cream: http://elocon2017.science/
Цитировать
 
 
0 #220 TracyattIg 23.03.2017 05:37
wh0cd923458 robaxin gold: http://robaxin12.us/ motrin: http://motrinpm.review/ prescription for cialis: http://cialis2017.top/
Цитировать
 
 
0 #219 Aaronmep 23.03.2017 05:22
wh0cd571847 home: http://stromectol.us.com/
Цитировать
 
 
0 #218 BennyBug 23.03.2017 05:02
wh0cd443971 benicar: http://benicar.us/
Цитировать
 
 
0 #217 Aaronmep 23.03.2017 04:07
wh0cd539882 sildenafil: http://sildenafil6.top/ buy methotrexate online: http://buymethotrexate-1.top/ flagyl: http://flagyl2011.top/ where to buy zoloft: http://buyzoloft365.top/
Цитировать
 
 
0 #216 Alfredclamb 23.03.2017 03:41
wh0cd124320 elocon: http://elocon17.science/ kamagra: http://kamagra2017.bid/ generic cialis soft tabs: http://cialiscost2017.science/
Цитировать
 
 
0 #215 MichaelIcexy 23.03.2017 03:10
wh0cd412007 inderal: http://buyinderal2.us/ augmentin: http://buyaugmentin9.us/ arimidex: http://buyarimidex2014.top/ atenolol: http://atenolol15.top/ prednisone: http://prednisone5.top/
Цитировать
 
 
0 #214 MichaelIcexy 23.03.2017 01:38
wh0cd380040 inderal propranolol: http://propranolol2017.bid/ average price of cialis: http://cialis2017.bid/ generic for buspar: http://buspar17.science/
Цитировать
 
 
0 #213 TracyattIg 23.03.2017 01:27
wh0cd827561 eurax: http://eurax25.us/ medrol: http://medrol6.top/ albuterol for nebulizer: http://buyalbuterol1.top/ cialis: http://buycialis4.top/
Цитировать
 
 
0 #212 Charleslet 23.03.2017 00:54
wh0cd434893 where i can buy metformin without a prescription drugs: http://buymetformin50.top/ buy albendazole: http://buyalbendazole4.top/ albendazole: http://albendazole2014.us/ go here: http://buycialis247.top/ proscar: http://buyproscar2012.top/
Цитировать
 
 
0 #211 Aaronmep 22.03.2017 23:23
wh0cd412019 fluoxetine cheap: http://fluoxetinecheap.us.com/
Цитировать
 
 
0 #210 Aaronmep 22.03.2017 21:33
wh0cd380054 vermox: http://vermox2017.bid/ rimonabant: http://rimonabant2017.bid/ tadalis sx: http://tadalissx2017.bid/
Цитировать
 
 
0 #209 MichaelIcexy 22.03.2017 20:58
wh0cd284145 Cheap Urispas: http://urispas.science/
Цитировать
 
 
0 #208 Charleslet 22.03.2017 20:30
wh0cd370963 methotrexate: http://buymethotrexate12.top/ celexa generic: http://buycelexa2014.us/ buy cialis: http://buycialis100.us/
Цитировать
 
 
0 #207 TracyattIg 22.03.2017 19:54
wh0cd603802 cytotec over the counter: http://buycytotec8.top/ stromectol: http://stromectol-2015.top/ advair: http://advair15.top/
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

WIKI-справочник

wiki

Уважаемые посетители сайта. Начать изучение сайта рекомендуется с Wiki-справочника, в котором собрано максимальное количество материалов и аргументов для полемики с атеистами.

Подписаться на канал Youtube сайта


Уроки деатеизма

nevzorof

 Шокирующие разоблачения известного атеиста А. Невзорова. Какими методами он пользуется для оболванивания своей паствы? Разбор цитат и многое другое в разделе "Уроки деатеизма". Читайте и просвещайтесь. Да пребудет с вами разум!

Видео для посмотреть