Атеизму-нет

...ибо атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну. Ф.Бэкон

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Подписывайтесь на канал Youtube сайта

Только видео. Только хардкор

Опровержение лжи Невзорова

urokiatheisma

Денга - религиозные деньги

denga

Подписывайтесь на сообщество ВК

mindjpg

Главная Закон Положение Церкви на Руси в 19-ом веке


Положение Церкви на Руси в 19-ом веке

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Павел I принял ряд указов, способствовавших улучшению положения в России церковных учреждений. Среди них указ 1797 года об увеличении оставшихся после секуляризации земельных наделов архиерейским домам до 60, а монастырям до 30 десятин, о дополнительном выделении мельниц, мест рыбной ловли, других угодий18. В этот период проявляется достаточно благожелательное отношение власти к инославию, в частности, к католичеству, которое выразилось в содействии власти образованию на территории России иезуитского ордена, поддержка учреждению в здании Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге римско-католической капеллы.
В конце XVIII-начале XIX века вмешательство государственной власти в дела Церкви усилилось, что привело к еще большему ее слиянию с государственным аппаратом. Ни один сколько-нибудь серьезный вопрос по управлению Церковью не мог быть решен без одобрения императора, а на местах - без согласования со светской администрацией губерний и земель. Тесно интегрированная с государственными структурами, Православная церковь по воле светской власти одновременно становится инструментом государственной политики.
Во время императорства Александра I в 1803 году обер-прокурор Синода стал непосредственно подчиняться царю. Согласно Указу от 26 июня 1808 года, отменялась плата за совершение треб и в половине церквей вводились штатные оклады с общим фондом в 7 млн. рублей в год, из которых 2 млн. должны были выделяться казной, а остальную часть составляли отчисления от процентов с.капитала и доходов Церкви. Меры, предусмотренные этим Указом, вступали в силу только в 1815 году, но в итоге оклады были введены только в отношении священнослужителей с богословскими степенями.
Реформы были проведены и в области духовного образования. 29 ноября 1807 года по указу императора был создан Комитет по усовершенствованию духовных училищ, который разработал впоследствии утвержденное «Начертание правил об образовании духовных училищ», а также план изыскания средств для содержания духовных школ. Во главе всей системы духовных школ находилась подчинявшаяся Синоду Комиссия духовных училищ, которая со временем превратилась в практически самостоятельный орган. Четыре ступени школ, а именно: академии, семинарии, уездные училища и приходские школы были в то же время служебными инстанциями. Прямые служебные контакты существовали только между комиссией и непосредственно следующим за ней звеном - академиями, и так — между всеми четырьмя ступенями. Академии управляли учебными округами, к которым было приписано определенное число епархий со всеми их школами. По новому уставу, академии представляли собой учебные центры и в то же время — богословские учебные заведения.
Предполагалось создать специальный капитал духовного ведомства, во-первых, из «экономических сумм» всех церквей, которые предназначались для вложения в кредитные учреждения для приращения, во-вторых, из ежегодного свечного дохода церквей, также назначенного к помещению в банк, в-третьих, из средств казны, выделяемых в течение только шести лет. Комитет считал, что в результате Синод будет иметь ежегодно на расходы сначала четыре с лишним миллиона рублей, а затем восемь и более миллионов. На эти суммы можно было бы полностью содержать духовные школы, а также священно- и церковнослужителей. Но эти расчеты не оправдали себя главным образом из-за начавшейся вскоре Отечественной войны. Пожертвования епархий и монастырей на военные нужды, расходы на восстановление разрушенных и разоренных французами храмов и обителей резко ограничивали материальные возможности Синода. К 1815 году размер капитала оказался настолько мал, что на проценты от него можно было с трудом содержать только учебные заведения.
На основании Манифеста от 4 октября 1817 года создавалось Министерство духовных дел и народного просвещения, целью деятельности которого было отстранение высшей иерархии от управления Церковью. Оно состояло из двух департаментов, один из которых - департамент духовных дел — имел четыре отделения: по делам православного вероисповедания; по делам римско-католического, униатского и армянского исповеданий; по делам протестантских исповеданий; по делам нехристианских исповеданий. Синод фактически становился совещательном органом при департаменте нового министерства, которое уже в 1824 году было упразднено.
Система управления Церковью, сложившаяся при Николае I, просуществовала с очень незначительными изменениями вплоть до 1917 года. Во главе нее по-прежнему стоял царь с непосредственно подчинявшимся ему обер-прокурором. И обер-прокурор, и Синод имели свои отдельные канцелярии. Канцелярия Синода была подотчетна канцелярии обер-прокурора, которой'были подчинены духовные консистории, ведавшие церквами и священно-и церковнослужителями, а Синоду через его канцелярию — епархиальные учреждения. Наличие промежуточных светских органов лишило высший орган церковного управления прямых административных связей с местными подразделениями и общинами. В то же время постепенно была сведена до минимума нормотворческая деятельность Синода, а тенденция на усиление роли обер-прокурора наблюдается на протяжении всего XIX века. Назначения на кафедры наиболее важных в политическом отношении епархий производились непосредственно указами императора. При этом нужно отметить, что подчинение церковной организации государству не всегда проводилось правовыми средствами, но преимущественно экономическими и организационными.
В 1835 году император разрешил монастырям приобретение земельных участков в размере от 100 до 150 десятин, расширил их права на рыбную ловлю. При отсутствии подходящих для покупки земель до момента их приобретения в качестве временной компенсации им выплачивалась определенная денежная сумма. По Указу от 1838 года монастырям позволялось иметь лесные угодья в размере от 50 до 150 десятин из казенных земель. Важной особенностью вероисповедной политики этого периода была антираскольническая и антисектантская нормотворческая деятельность государства. Распоряжениями правительства в 40-х годах подвергалась территориальным ограничениям деятельность сект духоборов, молокан и некоторых других, а их последователи выселялись в Закавказье и Восточную Сибирь. С 1842 года в связи с бедностью основной массы сельского духовенства правительство стало переводить приходской клир на содержание из государственной казны, этот процесс начался с западных губерний. С этой целью были введены государственные сборы с населения на содержание приходов. Но, во-первых, из-за своего малого размера государственное содержание не могло удовлетворить даже самые скромные потребности, во-вторых, из-за недостатка средств даже в канун реформы эта мера распространялась на половину церквей, что привело к лишению оставшейся части духовенства прямых экономических связей с прихожанами. 6 августа 1862 года состоялось принятие императорского Указа об утверждении направлений церковной реформы. Одним из таких направлений стало расширение средств материального обеспечения приходского духовенства. В соответствии с этим Указом в Синоде специально создавалось Главное присутствие по подготовке церковной реформы. Специальная программа мер по ее реализации, кроме содержания Церкви за счет государственной казны, предусматривала наличие таких источников, как пожертвования, наделение причтов землей, бесплатный отпуск леса, передача ей оборонных статей. Вскоре для реализации программы на местах учреждались губернские присутствия в составе первых лиц церковной и гражданской администрации. Для решения вопроса о материальном положении духовенства с 1864 года при церквах стали создаваться церковно-приходские попечительства. Это были выборные органы из состава прихожан, руководимые священнослужителями, одной из главных задач которых был сбор средств на содержание прихода. Однако им не предоставлялось права распоряжаться имуществом, уже находящимся в собственности прихода. По прошествии 15 лет подобные советы были созданы только в 1/3 всех приходских церквей, так как из-за своей бедности, а порой даже и обнищания, прихожане не имели возможности по приказу государства увеличить доходы приходского духовенства. Таким образом, попытка решить проблему материального обеспечения Церкви за счет прихожан потерпела неудачу. В период с 1861 по 1881 год размер расходов на содержание духовенства был удвоен, однако и этого оказалось недостаточно, поскольку размер и этого содержания оказался небольшим, к тому же по стране оно распределялось весьма не равномерно51.
31 декабря 1869 года вышел Указ, разрешивший епархиям на свободные средства самим приобретать в церковную собственность дома для размещения причтов и другую недвижимость. Указом от 16 апреля 1869 года одновременно с введением новых штатов в церквах сокращалось число причтов. В период с 1860 по 1880 год количество храмов выросло незначительно, вместе с тем, как свидетельствуют статистические данные, число последователей православия увеличилось на 7 млн. человек. Монастырям ежегодно выделялись средства на оплату труда наемных работников. Указом от 21 декабря 1870 года свечной сбор был заменен фиксированным отчислением с общего кружечного, кошелькового и свечного доходов. В 1872 году император утвердил новые штаты центральных учреждений Синода.
Согласно Закону от 26 мая 1869 года, подлежали реорганизации церковные учебные заведения. Этим занимался специальный комитет, созданный 19 марта 1866 года, результатом работы которого стал «Устав и штат православных семинарий и духовных училищ». Фактически начав действовать с осени 1867 года, он вводился постепенно, по регионам, в течение нескольких лет. В конце 1867 года начал работу Комитет по преобразованию духовных академий, подготовивший для них новый устав, утвержденный впоследствии 30 мая 1869 года Сущность изменений состояла в том, что снимались сословные ограничения для доступа в религиозные учебные заведения. Духовные семинарии и училища в административном отношении стали подчиняться исключительно епархиальной власти, а окружные академические правления были упразднены. Должности ректоров семинарий стали выборными. Средства на содержание семинарий и училищ стали поступать из епархиальных источников.
К концу 70-х годов XIX столетия основные положения программы церковной реформы нашли свое воплощение в законодательстве и были частично реализованы. Дальнейшее их исполнение целиком переходило в ведение соответствующих государственных органов: правительства, Синода, обер-прокурора и земских учреждений. Необходимость в работе Главного присутствия по подготовке церковной реформы отпала. К концу 1870-х его деятельность фактически прекращается, хотя формально оно было упразднено лишь в 1885 году. Местные присутствия были распущены еще раньше. В правление Александра III, хотя и не было принято принципиально важных правовых актов, регулирующих правовой статус Церкви, ее фактическое положение значительно улучшается: при содействии государства продолжается строительство православных храмов, из бюджета Министерства народного просвещения финансируются церковно-приходские школы, развивается издательство духовно-нравственной литературы. Однако сложная экономическая ситуация в стране, инфляция сводили на нет все усилия государственной власти по стабилизации и улучшению положения Церкви, поэтому к началу XX века возникла объективная необходимость в новых преобразованиях54.
Для реализации на практике положений законодательства о веротерпимости, принятых еще во время правления Екатерины II, был издан Устав духовных дел иностранных исповеданий"5.  Во введении к этому документу указывается, что «духовные дела христиан иностранных исповеданий и иноверцев ведаются их духовными управлениями, верховной властью к тому предназначенными, которые, в исполнении своих дел и должностей поступают по правилам и уставам своей веры»™. В нем содержались нормы, регулировавшие правовое положение римско-католического,  армяно-католического,  протестантских  (евангелическо-лютеранского,  евангелическо-ауг-сбургского, евангелическо-реформатского), армяно-григорианского исповеданий, а также караимов, евреев, магометан, ламаитов и язычников. Устав не только регулировал их участие в правовых отношениях с государством и другими субъектами, но и определял их внутреннюю структуру управления. В целом отношения государства с христианскими и иноверными религиозными объединениями строились на основании того же принципа, что и отношения государства с Православной Церковью. Государственный контроль за соблюдением законодательства их органами управления осуществлялся через консистории, прокуроров и обер-прокуроров, что создавало для государства возможность влиять на внутреннюю религиозную жизнь этих религиозных объединений. Все надзорные ведомства являлись государственными учреждениями, а их чиновники имели статус государственных служащих. Назначение на духовные должности всех терпимых в Российской империи религиозных объединений относилось к компетенции государственной власти. Высшее духовенство назначалось непосредственно царем, остальные духовные лица — Министерством внутренних дел и губернскими властями. Когда в практике руководства деятельностью религиозных объединений возникали вопросы, не предусмотренные действующим  законодательством, они могли быть разрешены по представлению МВД только императором.  Департамент духовных  дел иностранных исповеданий МВД наделялся весьма широкими правами: увольнял духовных лиц, деятельность которых была вредна для государства, разрешал учреждение новых приходов, постройку культовых зданий, приобретение религиозными объединениями недвижимого имущества. Управляя учреждениями римско-католической церкви, департамент был посредником между ними и Святым престолом.
Значительные средства государством предоставлялись Римско-католической церкви. Все ее структурные подразделения получали содержание из государственного казначейства и МВД. Учреждения Римско-католической церкви на общих основаниях владели движимым и недвижимым имуществом, к которому также относились и сборы в церквах по воскресным и праздничным дням. Церковное имущество отчуждалось и закладывалось только с Высочайшего разрешения. Монастыри могли приобретать недвижимое имущество: на сумму до 5 тысяч рублей - с разрешения МВД, дороже - с Высочайшего разрешения. Монастырям и церквам разрешалось принимать с согласия МВД завещанные им денежные суммы. Церкви получали по закону 1/4 движимого имущества умерших духовных лиц, не оставивших завещания. Церковные земли могли отдаваться в наем или в аренду, денежные капиталы — помещаться в государственные и частные кредитные учреждения. В основном аналогичные нормы действовали и в отношении церковных учреждений других неправославных христианских исповеданий.
Для приобретения евангелическо-лютеранскими и армяно-григорианскими церквами недвижимого имущества требовалось разрешение: от 300 рублей до 1 тысячи - департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД, до 5 тысяч рублей - министра внутренних дел, свыше 5 тысяч рублей - императора. Евангелическо-лютеран-скому и аугсбургскому духовенству запрещалось делать долги от имени церкви как юридического лица, в связи с чем иски к церкви как к юридическому лицу не принимались. На постройку и ремонт церковных зданий еванге-лическо-аугсбургской церкви государственная казна отпускала денежные средства «согласно утвержденным штатам*. Содержание армяно-григорианских священно-и церковнослужителей, так же как и содержание караимов, возлагалось на прихожан. Мечети и духовные училища содержались за счет приходских обществ, доходов от движимого и недвижимого имущества религиозных объединений и их денежных капиталов. Приобретение этими организациями недвижимого имущества, его продажа и обмен допускались с разрешения местных государственных органов. Государство частично покрывало расходы на содержание духовных управлений мусульман.
Налог с недвижимого имущества, принадлежавшего духовным ведомствам как христианских, так и нехристианских вероисповеданий, взыскивался частично - только с того имущества, которое приносило доход «посредством от дачи в наем». Духовные учреждения всех вероисповеданий, включая православное, освобождались от уплаты подымной подати, поземельного налога, а в губерниях При-висленского края - налога со всего недвижимого городского имущества. Православная церковь - ее подворья и строения архиерейских домов и монастырей, в том числе сдаваемые в наем, а также строения и лавки, принадлежавшие церквам, освобождались от городского поземельного налога и от прочих городских повинностей. Обложению государственным промысловым налогом, которым облагались все торговые, промышленные предприятия и так называемые личные промышленные занятия, не подлежали заведения духовного ведомства, печатающие и продающие книги и пособия учебного и духовно-нравственного содержания, изготовляющие и продающие необходимые для богослужения предметы, а также предприятия, торгующие лампадным маслом и ладаном. Имущество, поступавшее в пользу церквей, монастырей и церковных при-чтов в силу закона, духовного завещания, по царскому пожалованию, дарению и другим безвозмездным актам, освобождалось от уплаты государственной пошлины.
Архиерейские дома и монастыри Православной церкви наделялись государственной властью «загородными дворцами, рыбными ловлями, землями и другими угодьями», которыми они обладали на правах собственности, но не могли отчуждать их. В число имущества, принадлежавшего Церкви входили земли и угодья, переданные в дар государством, приобретенные церквами в собственность покупкой, дарением или завещанием от частных лиц. На сельских прихожан возлагалась обязанность обеспечивать церковный причт в установленном размере земельными наделами. Все виды церковных земель, равно как и выстроенные при церквах или купленные здания, являлись собственностью Церкви. Кроме государственных ассигнований и доходов, получаемых в результате использования церковных земель, на содержание православного духовенства предназначались установленные законом сборы с прихожан: плата за обязательные требы и натуральные сборы в пользу причта.
Важным в области веротерпимости правовым актом, изменившим основы правового статуса религиозных объединений, стал Указ от 12 декабря 1904 года «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», признававший неотложным «подвергнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и независимо от сего принять ныне же в административном порядке соответствующие меры к устранению в религиозном быте их всякого, прямо в законе не установленного, стеснения»™. Во исполнение этого указа, 17 апреля 1905 г. был утвержден императорский указ «Об укреплении начал веротерпимости», подготовленный Комитетом министров, согласно которому «отпадение от православной веры в другое христианское вероисповедание или вероучение не подлежит преследованию», что обеспечивало возможность беспрепятственного и ненаказуемого добровольного перехода в другое религиозное объединение. Старообрядцам разрешалось строить церкви и молельни, открывать школы; католикам и мусульманам облегчались условия строительства и ремонта зданий религиозного назначения6". 17 октября 1905 года был подписан Манифест, которым на правительство возлагалась обязанность «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы, на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов'). В развитие этих положений был принят Указ от 17 октября 1906 года «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин», в соответствии с которым старообрядцам и сектантам было предоставлено право свободного отправления богослужений и образования общин. Последние пользовались правами юридических лиц, могли устраивать храмы, молельные дома, школы, богоугодные заведения, приобретать и отчуждать недвижимые имущества и капиталы, избирать духовных лиц. Данный указ не делал различия между старообрядцами разных согласий и направлений. Права юридического лица были предоставлены только приходским общинам, монастыри же не получили такого права'.
До сего времени законы Российской империи разрешали исповедовать все существующие религии, но при этом положение верующих и различных религиозных общин различных вероисповеданий было не одинаковым. Христианские исповедания имели преимущества перед нехристианскими. Публичная деятельность иных исповеданий была запрещена.

И. А. Куницын "Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы" (М., 2000. 462 с.)

 

----------------

Каждый пользователь интернета и владелец телефона наверное сталкивался с проблемой невозможности воспроизведения того или иного видеофайла, например после скачки с Ютуба.  Многие конвертаторы - дорого стоят. Зачем тратить деньги? Есть отличная бесплатная программа для конвертации видео http://www.fototechnic.ru/statyi/konvertaciya-video.html - Freemake video converter. Она имеет богатый функционал - читайте подробнее по ссылке.

 

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ В СВОЕМ БЛОГЕ

Скопировать содержимое окошка и вставить в режиме HTML, в свой блог. Если у вас ЖЖ, то вставляете как медиаролик.



Просмотр

Положение Церкви на Руси в 19-ом веке
17.04.2013
Павел I принял ряд указов, способствовавших улучшению положения в России церковных учреждений. Среди них указ 1797 года об увеличении оставшихся после секуляризации земельных наделов архиерейским домам до 60, а монастырям до 30 десятин, о дополнительном выделении мельниц, мест рыбной ловли, других угодий18. В этот период проявляется достаточно благожелательное отношение власти к инославию, в частности, к католичеству, которое...

 

Комментарии  

 
0 #2 DirgilPycle 30.03.2017 21:32
ЗАКАЖИ СРОЧНО ЛЕГЕНДАРНЫЕ СОЛНЕЧНЫЕ ОЧКИ RAY-BAN!
ЛЮБЫЕ ВТОРЫЕ ОЧКИ RAY-BAN В ПОДАРОК!
МОДЕЛИ и цвета НА ВЫБОР! Выберите свои Aviator, Wayfarer или Clubmaster!


http://s019.radikal.ru/i634/1703/80/511fb7c108bc.png

$$$-
Цитировать
 
 
0 #1 DorothyRop 10.02.2017 07:14
wh0cd479981 viagra: http://overthecounterviagra.science/
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить