Атеизму-нет

...ибо атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну. Ф.Бэкон

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Wiki-справочник "Атеизму-нет"

urokiatheisma

youtube

amborghini2

Главная Закон Положение Церкви на Руси в доимперский период


Положение Церкви на Руси в доимперский период

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Монголо-татарское нашествие на Русь в 1237 году сопровождалось разграблением и уничтожением храмов и монастырей, а также привело к установлению вассальной зависимости Церкви от руководства Орды, что не лишало ее права на отстаивание своих интересов в Орде независимо от княжеской власти. Подписывая специальные грамоты (ярлыки), со временем ханы стали предоставлять Церкви значительные политические и экономические права, в том числе право на освобождение от уплаты дани. В 1291 году в столице Золотой Орды - г. Сарае - была основана православная епархия. Несмотря на все лишения, Церковь по-прежнему оставалась феодальным образованием внутри государства, не противостоя ему, но, в то же время, будучи наделена широкими иммунитетными правами и огромными земельными владениями. К началу возвышения Москвы Церковь в русском средневековом обществе представляла мощную организацию. В XIV веке предпринимаются попытки государственного вмешательства во внутреннюю деятельность Церкви, что осуществлялось путем оказания помощи иерархам, угодным княжеской власти, в закреплении на ее руководящих должностях. В Новгороде такое вмешательство проявлялось по-своему. Так, ликвидация его независимости Иваном III в 1476 году сопровождалась изъятием земель у некоторых расположенных на новгородской земле монастырей. В то же время, монастыри по-прежнему имели право сбора пошлин с торговых операций, а также пошлин за переправку через реки. В целом же принципиальных изменений в правовом статусе Церкви в этот период истории не происходило.
В XVI—XVII веках немалую роль в регулировании государственно-конфессиональных отношений сыграли земские соборы. Объединяя представителей большинства сословий, Соборы созывались для рассмотрения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Объем полномочий Земского собора определялся конкретной исторической обстановкой. Особенно широкими полномочиями они наделялись в периоды междуцарствия. Так, земские соборы первого и второго ополчения во время польско-шведской интервенции выступали в роли верховной власти и поэтому принимали также различные решения в сфере правового статуса Церкви. В 1551 году состоялся цер-ковно-земский собор, в дальнейшем получивший наименование «Стоглавый», постановления которого получили закрепление в итоговом документе, затрагивавшем правовой статус Церкви, — Соборном уложении. Его особенность заключалась в том, что это правовой акт, принятый государственной властью вместе с властью церковной. В нем закреплялся основополагающий принцип, заимствован-ный из византийских источников и фактически действовавший на Руси на протяжении уже нескольких веков, который определял положение Церкви в христианском государстве: «Великие паче инех иже во человецех дива есть дара Божия от вышняго дарована человеколюбия: священничество же и царство, ово убо Божественным служа, се же человеческими владея и пекийся, от единого и того же начала обоя происходят, человеческое украшают житие, якоже ничтоже тако бывает поспешение царству якоже святительскя честь, об обоих самех тех присно ecu Бого-ви молятся. Аще бо они непорочни будут во всем и к Богу имут дерзновение и праведно и подобно украшати начнут преданным им грады и сушия под ними, будет согласие некое благо все еже добро человечестей даруя жизни". Здесь проводится идея о том, что церковная и светская власти имеют общий источник - Бога и должны оказывать друг другу взаимную поддержку. Однако, несмотря на успешную реализацию этого принципа в X—XIII веках, еще до его официального закрепления в «Стоглаве» стали намечаться тенденции к его нарушению со стороны государства. На соборе были приняты решения, затрагивающие вопросы прав Церкви на землю и ее привилегий. Монастырям запрещалось, просить у царя новые земельные угодья и льготы. В отношении тех монастырей, которые имели значительные земельные владения, Отменялись денежные пожалования («руга») из царской казны. Право собственности на земельные угодья, которое во время боярского правления (1538—1547 гг.) перешло Церкви, вновь переходило к царю. Монастыри имели право приобретать земли лишь с «доклада» царю. Было определено: монастырских и вообще церковных имений не отдавать, не продавать, но «крепко хранить» (если это не противоречит воле завещателей), а также новых угодий у царя не просить, за исключением случаев крайней нужды. Подтверждалось разделение церковной и светской юрисдикции, дана пробная проработка вопросов устройства церковного суда, судопроизводства, соотношения со светским судом. Вплоть до реформ церковного управления, проведенных Петром I, «Стоглав» являлся основным документом, определявшим положение церкви в Русском государстве.
В связи с резкой критикой опричнины со стороны Церкви был принят ряд мер по ограничению ее имущественных прав. В 1572 году царским Указом было запрещено приобретение земли по завещаниям, купчим и закладным грамотам. Мелкие приношения монастырям делались с обязательным «докладом» государственным органам. Новая попытка секуляризации церковного имущества была предпринята Иваном IV после Земского собора 1575 года в связи с продолжением изнурительной Ливонской войны, требовавшей мобилизации значительных денежных средств. Поэтому монастыри и церковная казна были подвергнуты принудительному изъятию крупных денежных сумм.
На соборах 1581 и 1584 годов царская власть снова поставила вопрос о церковных имуществах. На первом из них были приняты решения, связанные с церковным землевладением: наряду с запретом на приобретение церквами и монастырями земель, провозглашалась неотчуждаемость вотчин. Первый пункт резолютивной части «Приговора»  закреплял за церковью все земли,  находящиеся в собственности митрополий, епархий или монастырей. При этом даже отсутствие крепостей - документального свидетельства о праве собственности на землю — не лишало церковь прав на нее. Все тяжбы по поводу церковных земель запрещались.  Одновременно запрещался выкуп родственниками вотчин, переданных ранее монастырям. Фактически это означало официальное закрепление принципа передачи имущества в мертвые руки (mortua manus), который распространялся на имущество Римско-католической церкви в Западной Европе. Второй пункт запрещал монастырям приобретать с 15 января 1581 года земли и давать закладные под вотчины, его нарушение влекло применение санкции - конфискации незаконно полученных земель. Следует отметить, что данная норма не ограничивала права вотчинников завещать свое имущество монастырям, которые в этом случае получали за них денежное вознаграждение из казны; сами же земли поступали в распоряжение государства и должны были использоваться для раздачи воинскому чину. Приговор Собора 1581 года во многом был повторен Приговором Собора 1584 года, для которого было характерно наличие разъяснений причин принятия той или иной нормы.
Иван IV и Лжедмитрий I предприняли попытку ограничения церковного землевладения. Они основывались на концепции, рассматривавшей в качестве субъектов монастырской собственности не персонал монастырей, а сами учреждения и институты, что означало постепенное приобретение Церковью статуса единого субъекта права. Такая идеологическая установка отражала реальный процесс усиления государственного контроля над церковным имуществом. Вместе с тем, различного рода ограничения церковной  собственности  идеологически  связывались с принципом неотчуждаемости церковного имущества от той или иной структурной единицы Церкви. Государство, чтобы не признавать церковные имущества частновладельческими, должно было рассматривать их в качестве корпоративных (групповая собственность). Принцип неотчуждаемости для государства служил гарантией сдерживания увеличения землевладения и роста экономического огущества Церкви, а для нее - оборонительным средством против политики секуляризации. Считалось, что поскольку церковные земли неотчуждаемы, то их нельзя рассматривать как ординарный субъект имущественных правоотношений.
В условиях вновь воссоздаваемого государства, фактически разрушенного в период Смутного времени, и до середины XVII века московское законодательство носило казуальный характер, давало ответы на отдельные текущие вопросы, которые возникали в обществе. Отсутствие законодательных актов восполнялось применением обычного права. Династия Романовых, воцарившаяся на российском престоле в 1613 году, официально не отказывалась от соборных решений конца XVI века, ограничивавших рост церковных земель и имуществ. Однако уже в 20-е годы XVII века раздача земель церквам и монастырям фактически возобновилась. В 1628 году вновь была разрешена передача вотчин в монастыри «на помин души». Значительной была доля церковных земель в городах, где они назывались «белыми слободами» в знак освобождения от государственных повинностей.
Первым значительным правовым актом, регламентировавшим взаимоотношения государства и Церкви после Смутного времени, стало Соборное уложение 1649 года (Уложение царя Алексея Михайловича). В соответствии с ним избранные русские патриархи подлежали окончательному утверждению царем. В конце XVI века государство испытывало дефицит свободных сельскохозяйственных земель, необходимых для наделения служилых людей, что обусловило содержание статьи 42 Соборного уложения, согласно которой запрещалось всякое отчуждение вотчин светских феодалов в пользу Церкви - продажа, заклад, дарение и завещание: «... а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати». Церкви также запрещалось брать «на помин души» родовые, выслуженные или
купленные вотчины. За нарушение указанных запретов имущество отбиралось «для государства безденежно». Церковь, таким образом, не лишаясь в большинстве случаев права собственности на свое имущество, теряла возможность расширять свои владения. Тем не менее, в Сонорном уложении содержались нормы, предполагавшие изъятие церковных вотчин, находившихся в Москве и около Москвы. Отменялось право Церкви иметь «белые слободы» и торгово-ремесленные заведения которые подлежали конфискации. Сокращались судебные и административные права Церкви.
Для проведения в жизнь положений законодательства Собор предписывал учреждение специального государственного органа - Монастырского приказа, начавшего действовать с 1650 года, в ведение которого поступали церковные земли и суд над духовенством. Приказ получал право рассматривать иски по гражданским и маловажным уголовным делам на архиереев, монастырскую администрацию, монахов, слуг и служителей архиерейских домов и монастырей, крестьян архиерейских и монастырских нотчин, церковнослужителей соборных и приходских церквей. Церковная власть сохраняла за собой суд только по церковным делам. После 1652 года из-за войны с Речью Иосполитой, исходя из внешнеполитических интересов -воссоединения России и Украины, государственная власть пошла на ряд уступок. Царь отказался от вмешательства и церковно-обрядовую сферу, а также в вопросы замещения церковных должностей. После проведения Поместных соборов 1666—1667 годов, где рассматривались вопросы о взаимоотношениях государства и Церкви, власть пошла на уступки, лишив Монастырский приказ одной из его важнейших функций — суда над духовенством. Вскоре после этого, в 1677 году, он был совсем ликвидирован.
К середине XVII века была полностью восстановлена и еще более развита сложившаяся в XVI веке практика вмешательства светской власти в область административно-кадровых решений Церкви. В этот период вся структура церковного управления вновь вернулась в руки царя: церковные соборы созывались царскими указами, для участия в них приглашали царскими грамотами, проекты соборных определений готовились комиссиями, состоявшими из бояр и думных дворян. По некоторым историческим свидетельствам, церковные соборы превратились в совещательные учреждения при особе государя, органами царского законодательства по делам Церкви.

И. А. Куницын "Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы" (М., 2000. 462 с.)

 

-------------------------

Жилищная проблема в России по-прежнему одна из самых сложных. Особенно когда дело касается таких мегаполисов как Санкт-Петербург. Купить квартиру http://m2-kapital.ru/sub/kypi_kv.php и не прогадать поможет вам Юридический центр М2-Капитал, который подебрет вам жилье исходя из ваших вкусов и размеров кошелька.

 

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ В СВОЕМ БЛОГЕ

Скопировать содержимое окошка и вставить в режиме HTML, в свой блог. Если у вас ЖЖ, то вставляете как медиаролик.



Просмотр

Положение Церкви на Руси в доимперский период
17.04.2013
Монголо-татарское нашествие на Русь в 1237 году сопровождалось разграблением и уничтожением храмов и монастырей, а также привело к установлению вассальной зависимости Церкви от руководства Орды, что не лишало ее права на отстаивание своих интересов в Орде независимо от княжеской власти. Подписывая специальные грамоты (ярлыки), со временем ханы стали предоставлять Церкви значительные политические и экономические права, в том числе...

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить