Новости

Как найти телефонный номер в Челябинске? Не проблема - в этом вам поможет сайт Регион-телеком.

Как найти логику и здравый смысл в словах атеистов? С этим будет посложнее. Но мы постарались понять, порассуждать на их уровне и соответственно подготовить понятный им ответ. Этому посвящены статьи данной категории.

Юридический разбор лжи про РПЦ

Мантра антирелигиозных задир и провокаторов - "включай здравый смысл и думай своей головой". На их беду я включил голову. 
Поэтому хочу разобрать вот такой "шедевр", он гуляет по сети и является одним из "символов веры" антирелигиозных провокаторов. 

"7 доказательств того, что РПЦ - это самый успешный бизнес-проект в истории России." 

1)." РПЦ не платит налогов. Никаких. Вообще. Но при этом церкви не запрещено брать деньги за свои услуги. А изначальных вложений, как вы понимаете, нет. Так что прибыль получается баснословная. " 

И все тут же воспылали праведным гневом! Да ещё как написано: "Никаких. Вообще". Это, наверно, чтобы мы прочувствовали. При этом думать головой совсем не обязательно. Потому что если подумать, а не беситься, что попы налогине платят, то... 
Открываем Налоговый кодекс Российской Федерации, действующую редакцию. И видим, что слово "церковь" не упоминается ни разу. Слово "религиозная организация" (понятие гораздо более общее, нежели Русская православная Церковь) встречается всего 2 раза, и вовсе не в контексте освобождения от налогов. 
Едем дальше. Мы ведь с вами придерживаемся здравого смысла и не даем себя оболванить. Поэтому читаем Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г., действующий и по сей день. И что мы там видим? 
"Статья 25. Осуществление надзора и контроля 
4. При осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган и их должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 
запрашивать и получать, в том числе при проведении предусмотренных настоящим Федеральным законом проверок, информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и иных органов государственного контроля (надзора);" 

Вывод. Церковь платит налоги и сборы на общих основаниях. Почему я удосужился покопаться в законодательстве и привести аргументы, а распространители этих 7 "доказательств" нет? 

2) "Все служители церкви получают зарплату, как любой из нас. " 

Почему это всех так возмущает? Мы все получаем зарплату. Священник совершает действия, значимые для части граждан, весьма многочисленной (неважно, если вы к ней не относитесь, я тоже к мамологам не хожу в силу мужского пола, но зарплату они получают и из моих налогов тоже), так почему он не должен получать за это зарплату? Он тоже живой человек, и ему тоже надо кормить семью. Ведь не вызывает возмущения то, что зарплату получают психологи. И кстати, священник тоже платит свои 13% подоходного налога, в дополнении к налогам церкви. 
Доказать? Снова читаем Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" 
"Статья 24. Трудовые правоотношения в религиозных организациях 
4. Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации". 
То есть на общих основаниях. А на общих основаниях социальное и пенсионное обеспечение формируется из тех самых 13% налога. 

3) Продажа церковной утвари в храмах не является продажей. Ценники в церковных лавках, это, на самом деле, не ценники, а сумма, которую вы должныпожертвовать (на благие цели, разумеется), чтобы получить взамен, к примеру, свечку. 
"Должны" пожертвовать? Проведите эксперимент: зайдите в храм и не ставьте свечки. Ждите замечания священника (замечания в храме имеет право делать только священник, но никак не бабульки и прочие Мариванны). Не дождетесь. Покупать свечи, писать записки - это исключительно воля человека. А если вам это нужно, то почему вы не готовы заплатить за ту же свечку 10 рублей? 

4) "Самая дешёвая свечка в храме 10 рублей. Себестоимость такой свечки - не больше 10 копеек. Помним, что налогами это не облагается. " 
По поводу налогов разобрались в п. 1. Некрасиво врать дважды на одном и том же. Не знаю, откуда сведения про 10 копеек, ну да ладно. А хотите анекдот? Церковь продала свечку и заплатила с этого налог. Налог пошёл на строительство детского сада, о нехватке которых так любят погоревать интернет-борцы. 
Почему в церковных лавках свечи не отпускают по себестоимости? См. возражение на п.6. 

5) "В храмах часто располагаются швейные мастерские и другие предприятия. Церковь должна шить себе вещи и может пошить ещё кому-нибудь чего-нибудь. По прежнему держим в уме пункт №1. " 

Трижды врать об одном и том же, да ещё акцентировать внимание на этом самом пункте 1 - это уже просто неуважение к читателю. 
Рассказать ещё анекдот? В швейных мастерских и "других предприятиях", кстати, располагающихся не в храмах, а в лучшем случае при них, работают люди. Притом весьма небогатые - низший экономический класс общества. Более того там нередко работают инвалиды, как и на других несложных производствах. То есть получается, что церковь даёт рабочие места, в том числе инвалидам. Потом, как мы выяснили, платит с этого налоги, которые идут на строительство детского сада... далее по тексту. 
Кто считает, что дать рабочие места и платить при этом налоги - плохо. Социально неудобно такое сказать, верно? Не поймут... 
Зачем вообще что-то шьют и делают? А почему нет? Им надо - сами и делают. Чай, не у модных торговых марок закупают. А ещё см. возражение на п.6. 

6) "Храмы строятся за бюджетные деньги. Стоимость одного храма (часовни) от 10 до 500 млн рублей. А теперь посчитайте, сколько их открылось за последние 10 лет в вашем городе. Методом простого сложения определите общую сумму и разделите её на детские сады, больницы или спортивные школы. Впечатляет? А это мы ещё не берём в расчёт строительство воскресных школ. " 

А вот эта ложь уже из разряда наглых. Вы знаете, что такое бюджет? Это не огромный сейф, где деньги лежат, и даже не банковский счет. Бюджет - это закон. Поэтому читаем Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" № 384-ФЗ от 01.12.2014. Читаем внимательно и не находим ни одного упоминания часовен, храмов и даже кафедральных соборов. Вообще никакого упоминания религиозных организаций. 
И вот тут подходим у тому, почему церковь не раздает свечки бесплатно. Добровольные пожертвования на свечи проведение обрядов (не хотите, чтобы вашего родственника отпевали - никто не навязывает) - почти единственный источник средств, на которые строятся и содержатся часовни и храмы. Я говорю "почти единственный", т.к. есть ещё благотворительные фонды, куда люди жертвуют средства по своей воле. 
Юридический разбор лжи против Церкви (часть 3) 

7) "Нам запрещено оскорблять чувства верующих. При этом непонятно, как доказать, что ты верующий, и как выяснить велико ли оскорбление ваших чувств. Оскорблением может являться всё, что угодно. Это не просто отличная защита для бизнеса, а броня покруче ядерного щита РФ. " 

Начнем с того, что нам вообще запрещено кого-либо оскорблять на любой почве. И все мы почему-то хотим, чтобы нас от оскорблений защищали. Ни у кого ведь не вызывает недовольства ответственность за глумление над могилой или честью и репутацией вашего близкого человека. Физически никто не пострадал, а оскорбление и нравственные переживания есть. И никто не требует от вас доказательств этого. Или вы считаете, что нельзя защищать чувства, которые отличаются от ваших? У вас их нет, а у кого-то есть. 
"Непонятно, как доказать, что ты верующий" - это непонятно только по той причине, что вы не разбираетесь в вопросе. А вот следователю очень даже понятно. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий - это статья 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и по факту её нарушения проводится уголовное расследование со всеми вытекающими доказательными базами и процедурами, об одной из которых чуть ниже. 
"Как выяснить велико ли оскорбление ваших чувств" - а мы не на базаре, чтобы торговаться. Если факт преступления доказан, велико оскорбление или невелико - не имеет значения, т.к. законом четко определено наказание, зависящее от объективной стороны преступления (того, как и при каких обстоятельствах оно было совершено), а не степени оскорблённости потерпевшего. 
"Оскорблением может являться всё, что угодно". Поражаюсь, как всё просто в мире ярых борцов с "клерикизацией". Про судебно-лингвистическую экспертизу они явно не слышали. Или её тоже не видать за пламенем народного гнева? Тогда ещё удар по образованности этих героев - есть также культурологическая экспертиза. На основании их результатов и определяется, является ли действие или высказывание оскорбительным или нет. 
Конечно, можно устроить панику, что церковь купила экспертов, суды и прокуратуру в придачу, но это уже из области паранойи. 
Как-то всё сложно, да? Какие-то кодексы, статьи, следствия, экспертизы... Куда проще заявить, что чувства "этих верующих" и религия душат свободу и здравый смысл. А вместо доказательств сыграть на эмоциях и недостаточной осведомленности. 

Это что же получается, неужели все эти агрессивные атеисты-провокаторы, так радеющие за наше чистое сознание и спасение о "сказок ЗАО РПЦ" сами нас обманывают? Если религия - удел глупых "верунов" и полоумных бабок, тогда зачем вся эта ложь? Почему ее столько? 

Николай Сутанский

Если Бога нет, то чему тут радоваться?

То, что атеизм – это не просто «Бога нет», а нечто иное, видно по самому ТОНУ атеистов. Как должен реагировать нормальный человек на известие о том, что Бога нет? По идее – как на ХУДШУЮ новость в жизни. Это именно нормальная реакция - когда человек узнаёт, что нет чего-то хорошего. Даже если его и вправду нет. Скажем, когда ребёнок, веривший в Деда Мороза, окончательно понимает, что его нет, он всё-таки огорчается, но никак не хохочет и не прыгает от радости. Если он вдруг прыгает и радостно хохочет - это какой-то очень странный ребёнок. (И стоит поинтересоваться, не мучает ли он кошек в подвале.) 

Точно так же, людям свойственно огорчаться от любых плохих новостей. Конечно, "лучше знать правду", но люди обычно скорбят, когда узнают о том, что умер великий человек, что мама заболела раком, что нация потерпела поражение в войне и т.п. Пусть это всё правда, но новости-то эти плохие. Нормальные люди от такого расстраиваются. 

Но ведь новость о том, что Бога нет - худшая из всех возможных новостей вообще. Если Бога нет, значит, Вселенная бессмысленна, благо иллюзорно, смерть неизбежна и тоже бессмысленна, будущей жизни нет, вселенской справедливости – нет и не будет даже в перспективе, люди как были мерзостью, так и останутся, и т.д. 

Психически здоровый атеист должен находиться в постоянной чернейшей депрессии и писать мрачные откровения в духе Шопенгауэра. Или просто тихо и достойно скорбеть. Однако тон подавляющего большинства атеистических писаний, которые я читал - совершенно иной. Он ЗЛОРАДНЫЙ. 

Товарищи откровенно ликуют по поводу того, что Бога нет, причём ликуют именно что злобненько. «Бога нет – отлично! Теперь-то мы поиздеваемся над всеми святыньками! И над верующими! Они нам ничего не сделают! Кишкой последнего попа!!! Гыыыы!» Нормальный человек такой тон не возьмёт. Это тон хулигана в эпоху краха государства. 

«Полицаи разбежались – вот теперь-то мы порезвимся!» «Запирайте етажи – нынче будут грабежи!» Ну и всё такое. На этом месте некоторые начнут мне возражать в таком духе – вот-де, я сам атеист, и никаких таких чувств не испытываю, вообще об этом не думаю. 

Но, во-первых, они выросли в агрессивно-атеистическом обществе, построенном людьми, которые откровенно и лично ненавидели Бога и злорадствовали по поводу его небытия (достаточно почитать Ленина, чтобы убедиться в этом). А во-вторых, даже «спокойные» атеисты в детстве читали советские детские книжки, где про Бога писали в лучшем случае глупости, а в худшем – издевались. 

В нормальных же обществах, где религию не запрещали и был выбор, в атеисты идут именно люди описанного склада. Интересно, что даже высшие иерархи атеистического движа имели те же душевные свойства. 

Тот же Вольтер – ползуче-хихикающий, подлый, мерзопакостнейший (одна «Орлеанская девственница» чего стоит). Бакунин – серьёзный пацан, настроенный на мокруху («если бы Бог действительно существовал, следовало бы уничтожить его»). Каким был Маркс, мы знаем, про Ленина и говорить нечего. 

Пожалуй, более-менее благообразным атеистом был лорд Рассел - в основном за счёт английского умения держать себя в руках. Докинз уже срывается и выдаёт себя – например, на тему каннибализма. Ну и т.д. 

Так что правильный вопрос к атеистам такой. Если Бога нет, почему ты так радуешься этому? Если ты нормальный человек, ты должен облачиться в чёрное и горевать всю жизнь. Почему же ты такой румяный, довольный и хихикающий? Уж не потому ли, что ты бесноват и в душе твоей радуется Враг рода человеческого? 

Как говорить с атеистом о христианстве

Когда-то, не так давно, атеизм - был системой убеждений, чье название не осмеливались даже называть. Даже самый ярый скептик устами служил вере, или по крайней мере благословениям, полученным от нее человечеством.

Но сейчас это не так. Атеизм - это сильное и растущее влияние в нашей культуре. Вы можете увидеть его везде: от бестселлера в вашем местном книжном магазине до Дарвиновского знака мутировавшего от Христовой рыбы на машине движущейся перед вами. Атеисты с комфортом объявляют себя атеистами, с комфортом пропагандируют атеизм, и с комфортом атакуют религии, которые, по мнению некоторых наиболее видных атеистов, находятся в списке человеческих благ где-то между дифтерией и нацизмом.

 И теперь, когда мы сталкиваемся с этим все чаще, христиане иногда оказываются плохо подготовленными к борьбе с таким мускулистым атеизмом. Особенно для пожилых христиан, атеистические аргументы настолько чужеродны, что они не знают, как на них реагировать, и слишком часто впадают в гнев ("Как вы смеете?!") или страх ("что, если они правы?!"), ни одно из этих чувств не идет на пользу, вредя свидетельству христианина и оставляя атеиста прочно укоренившимся в его атеизме.

 Если мы собираемся встречать больше атеистов ( будь то на работе или в прачечной или за нашими обеденными столами), мы должны быть готовы объяснить наши убеждения таким образом, чтобы это было понятно людям находящимся вне веры. В качестве отправной точки, предлагаю следующий список советов:

 1. Не бойтесь признать, что у вас есть вера. Христиане часто сообщают, что они были в ситуациях, когда начинался разговор о вере, и все, что они могли сказать, это то, что они имеют веру, даже если они никогда не делали каких-либо серьезных расследований. Они часто кажутся смущенными этой защитой. Если вас поймают в разговоре о том, почему вы верите, и это все, что у вас есть, не бойтесь продолжить рассуждать. Сформулируйте фразу как можно лучше. Например, вы могли бы объяснить, что ваша вера не просто история, которая заставляет вас чувствовать себя хорошо, или говорить о том, что приводит вас к вере, что у вас есть реальные отношения с чем-то вне материального мира.

2. Не думайте, что ваши друзья-атеисты тайно злятся на Бога или чувствуют, что что-то отсутствует в их жизни. Исходите из предположения, что этот человек атеист, потому что он или она просто не видели никаких доказательств того, что Бог существует. 

3. Не цитируйте Библию, но знайте Библию. Библия является источником великой мудрости, но если вы процитируете ее атеисту как авторитет, это будет похоже на вашего врача, объясняющего диагноз, читая отрывок из книги Гарри Поттера. Не сыпьте просто стихами Библии, ожидая, что это убедит кого-либо. Есть причины, почему Библия говорит то, что говорит. Знайте причины их возникновения и будьте готовы их объяснить. 

 4. Не думайте, что вы должны иметь все ответы прямо тогда и там. Намного лучше просто сказать: "Отличный вопрос! Я не знаю ответа на это, но я хотел бы исследовать его и вернуться к вам," чем идти на территорию, с которой вы не знакомы. 

5. Объясните общую картину. Ознакомьтесь с историческими вехами христианства, и предложите наиболее правдоподобное объяснение того, что делает эту религию убедительной ... что жизнь и смерть Иисуса были предсказаны в древних писаниях, что все историки согласны что Он существовал в те времена; что почти все апостолы приняли мученическую смерть за свою веру; что христианство распространялось, как лесной пожар, несмотря на ужасные преследования. Изучайте Писания первых христиан, которые защищали христианство в языческом мире, который был во многом враждебен своими убеждениями (звучит знакомо?). 

 6. Будьте логичны. Не отрицайте достоверность логической и научной мысли. Это правда, что наука не имеет всех ответов, но она имеет некоторые из них, и если вы попытаетесь отрицать это, вы рискуете записать себя в сумасшедшие. Как Папа Римский Бенедикт XVI всегда напоминает нам, что Бог, в Которого мы верим, есть Бог разума. Существует долгая, выученная история рациональных аргументов для христианства, и если вы сможете использовать их, вы будете говорить в терминах, которые ваш друг атеист сможет понять. Познакомтесь с некоторыми из великих христианских мыслителей и апологетов. Если вы еще не читали "Просто христианство" Льюиса, то чего вы ждете? 

 7. Осознайте, что ваша единственная цель-посеять семя. В этих дискуссиях мы иногда можем так сосредоточиться на деталях, что теряем из виду большую картину. Крайне маловероятно, что человек, с которым вы говорите, будет полностью убежден в истинности христианства в одном разговоре. Просто защищайте христианство как можно лучше, и помните, что обращение-это в конечном счете Божья работа, а не ваша. 

8. Поставьте себя в положение вашего друга атеиста. Что делать, если, например, христианство было бы ложным, а греческая мифология на самом деле была правдой? Что нужно, чтобы убедить тебя в этом? 

9. Не используйте много христианских фраз. Христиане "отдают свои сердца Иисусу "и" Святой Дух вселяет нас", и мы совершаем "ежедневную прогулку со Христом", чтобы мы были "в мире, но не в мире." Все эти фразы значимы и глубоки и мгновенно понятны практически для любого христианина, но они ничего не значат для людей, которые находятся вне веры. Трудно их избежать, потому что мы привыкли использовать их в качестве сокращений для некоторых очень сложных концепций. Но вы должны быть в состоянии объяснить эти понятия в простом смысле в любом случае. 

10. Молитесь. Не делайте ошибки, полагаясь исключительно на свои собственные умения, когда у вас  в вашем распоряжении есть Святой Дух. Молитесь за себя и за восприимчивое сердце вашего друга-атеиста. Возможно, вы удивитесь эффективности этого метода. Это будет хорошо для вас тоже.

 Мы никого не подстрекаем идти и спорить. Но с небольшой психологической подготовкой, когда придет время, вы будете готовы представить дело веры в терминах, которые знакомы вашим неверующим друзьям и членам семьи. 

 

Авторы:

Джейсон Андерсон является веб-разработчик из Бирмингема, штат Алабама, который публикует мысли о религии и культуре в "Циничном христианине". Дженнифер Фулвилер-писатель из Остина, штат Техас, которая обратился в католицизм из атеизма  в 2007 году.

Еще о "жестоком" Боге.

Есть знаменитые и популярные у огромного числа людей писатели и режиссеры, которые буквально своим творчеством заставляют людей плакать или приходить в ужас. И никто не только не кричит о жестоких немилосердных писателях и режиссерах, не только никто не требует немедленной их казни , но наоборот , именно за то самое, что они заставляют людей плакать и ужасаться , почитают их за гениальных и считают за счастье и удачу увидеть их и получить автограф.

Хотя с точки зрения "здравого смысла" надо спросить - чувак, ты чего почитаешь Стивена Кинга за великого писателя, он же тебя напугал, сволочь такая? Разве это милосердно - заставлять тебя плакать или доводить тебя до страха на пустом месте? Разве это не мерзавец и воплощение зла? На такого "здравомысла" посмотрят как на сущего идиота. Большинство даже разговаривать с ним не будет. Только некоторые объяснят - "милый, мы благодарны за те эмоции, которые писатель вызвал своим талантом, потому что мы почувствовали себя людьми, эти эмоции нас сделали чище и человечнее.

Плача над судьбой других людей мы сами меняемся. Ужасаясь, мы становимся осторожнее и отчетливее понимаем, насколько хорошо и спокойно живем мы". И это при всем том, что если посмотреть на причину появления этих гениальных произведений искусства, то мы не обнаружим ни капли любви автора к читателю (хотя треск о ней стоит до Марса) . Мы обнаружим только неутолимую жажду денег и славы.

И даже в самих этих искусственно индуцированных эмоциях мы найдем нечто странное и отталкивающее - так, благородные дамы, заливающиеся слезками от тонущего на "Титанике" Ди Каприо, не заметят подлинных страданий совершенно реальных людей, мимо которых они идут в кинотеатр, чтобы испытать "преображающие эмоции". Что вполне закономерно, потому что слезы не бесконечные, и благодаря приобретенному условному рефлексу они текут исключительно по мощному звуку оркестра и шикарной картинке оператора, каковых настоящий страдалец им обеспечить никогда не сможет.

И при всем том за все время существования человечества не было ни одного ругателя ни плачеделов, ни ужас-мэйкеров. Только восторг и обожание. И только на Бога, Который заставляет плакать и ужасаться действительно только для того, чтобы человек стал лучше и вошел в Его Царство, не желая ни денег ни славы от этого человека, а действуя только по одной любви- и не в призраке и по выдуманным поводам - а реальнее некуда, и действительно насаждая в человеке сострадание к настоящим людям - а не эрзацам - только на Него извергают за это здравомыслы потоки ненависти и хулы.

ortheos

Можно ли христианам пить алкоголь?

Можно ли христианам пить алкоголь? Этот вопрос волнует многих людей. Если кратко ответить на этот вопрос - то да, можно. Напомним что первое чудо которое сотворил Иисус Христос - было вполне себе обычным и светским. На свадьбе кончилось вино и Спаситель превратил воду в вино.

Кроме того, в церквях во время Причастия используется красное вино. Итак. сам алкоголь допустим для употребления в принципе. Вопрос - в количестве и качестве алкогольного продукта.

Если человек становится пьяным и что называется дурным, то алкоголь пошел ему на вред. А если алкоголь слегка расслабил человека, снял с него напряжение и слегка повеселил - то ничего страшного тут нет. Тем более когда дело касается застолья или праздника. Конечно, у каждого человека  - своя норма алкоголя. 

Если очень крупный и здоровый мужчина может порой выпить даже бутылку водки и чувствовать при этом себя уверенным, то женщинам порой хватает нескольких стопок, чтобы потерять контроль над собой. Тут очень важно знать свою меру и следить за ней, не позволяя алкоголю делать из вас животное.

Кроме того, большое значение имеет качество алкоголя. Человек который покупает лишь бы какой алкоголь, из под полы, у цыган или боярышник - сознательно рискует своим здоровьем и даже жизнью.

Недавно Россию потрясла массовая смерть мужчин употреблявших боярышник. Неправильная культура пития принесла горе сотням людей. Поэтому необходимо пить только качественный алкоголь: или купленный в магазине с акцизной маркой или изготовленный дома по технологии на сертифицированном оборудовании. Например, самогонный аппарат, сделаный по всем правилам можно купить через интернет.

Здесь вы найдете качественные аппараты по доступной цене. Изготовление первоклассного продукта будет стоить вам гораздо дешевле чем покупка в магазине. Главное - только не злоупотребляйте алкоголем. Помните что именно неумеренное и частое питье разрушает тела и души людей. 

 

 

10 советов на тему «как разговаривать с атеистом о христианстве?»

Когда-то, не так давно, атеизм был верой, которая сама не называла своего имени. Даже самые ярые скептики отправляли словесные «службы» в ее честь или хотя бы в честь «блага», которое человечество получало от этого.

Но сейчас иначе. Атеизм оказывает сильное влияние на нашу культуру, и это влияние возрастает. Вы можете быть свидетелями этого везде: начиная от полок с бестселлерами в местном книжном магазине и заканчивая видоизмененными из дарвиновских Иисусовыми рыбками, которые вы видите на соседней машине.
Атеистам удобно признавать себя атеистами, удобно провозглашать атеизм и удобно осуждать религию, которая, по мнению выдающихся атеистов, находится в списке «благословений» человечества где-то между дифтерией и нацизмом.

И теперь, когда мы встречаем его все чаще, христиане иногда оказываются плохо подготовленными для борьбы с этим противником. Особенно христиане от рождения. Аргументы атеистов такие неожиданные, что верующие не знают, как отвечать, и очень часто эти вопросы повергают их в злость («Как ты смеешь?») или страх («А если они правы?»). И ни один из аргументов не будет хорош, а только навредит свидетельству христианина и оставит атеиста неизменно укоренившимся в его неверии.

Если нам случится встретить атеистов, то мы должны быть готовы объяснить наши убеждения, которые отличаются от убеждений неверующих. Для начала нужно запомнить, что можно делать, а что нет, когда вы дискутируете на тему религии с атеистом:


1. Не бойтесь признать, что вы верите. Христиане часто рассказывают, что попадали в ситуации, где поднимался вопрос, почему они верят, и все, что они могли сказать, - это то, что у них есть вера, хотя никогда не исследовали ее основательно. Они часто кажутся озадаченными этим оправданием. Если вы оказались в такой ситуации и то, что вы «верите», - это единственное, что вы имеете, то не бойтесь остаться с этим. Озвучьте это лучше, насколько это возможно. Например, можете объяснить, что ваша вера - не просто история, которую вы себе рассказали, чтобы лучше себя чувствовать. Расскажите о том, что управляет вашей верой, имеете ли вы реальные отношения с Кем-то вне материального мира.

2. Не думайте, что ваши друзья-атеисты тайно обижены на Бога или чувствуют, что им чего-то не хватает в жизни. Думайте, что этот человек атеист, потому что он просто не встретил доказательства существования Бога.

3. Не цитируйте Библию, но знайте ее. Библия - источник великой мудрости, но, если вы цитируете ее атеистам как авторитет, это то же самое, если бы ваш врач объяснял вам диагноз, читая отрывок из «Гарри Поттера». Не разбрасывайтесь библейскими стихами в надежде, что это кого-то убедит. Все, о чем говорится в Библии, имеет свои причины. Знайте причины и будьте готовы объяснить их.

4. Не стесняйтесь так, будто вы должны знать все ответы на вопросы. Гораздо лучше просто сказать: «Отличный вопрос! Я не знаю на него ответа, но я бы хотел это изучить и вернуться к разговору», - а потом заходите на незнакомую вам территорию.

5. Объясняйте в контексте. Ознакомьтесь с историческими аргументами, касающимися христианства, и предложите убедительное объяснение, делающее религиозные требования неоспоримыми; что жизнь и смерть Иисуса соответствует древним священным книгам; что все историки, жившие до Него согласны с этим; что почти все апостолы страдали за свою веру; что христианство распространилось как пламя, несмотря на ужасные преследования. Исследуйте свидетельства ранних христиан, которые отстаивали христианство в языческом мире, в значительной степени враждебном их убеждениям (звучит знакомо?).

6. Будьте логичными. Не отрицайте важности логических научных утверждений. Это правда, что наука не имеет ответов на все вопросы, но на некоторые имеет, и если вы пытаетесь это отрицать, вы рискуете оказаться в странной ситуации. Как постоянно напоминал нам Папа Бенедикт XVI, Бог, в Которого мы верим, - это Бог ума. Рациональные аргументы христианства имеют долгую историю, и если вы можете их использовать, то говорите терминами, ваш друг-атеист сможет понять. Ознакомьтесь с известными христианскими философами и апологетами. Если вы не читали книги Клайва Стейплза Льюиса «Просто христианство», то чего вы ждете?


7. Поймите, что ваша единственная цель - это посеять зерно. В таких дискуссиях мы очень часто можем сосредоточить все внимание на деталях, потеряв общую картину из виду. Крайне маловероятно, что человек, с которым вы разговариваете, полностью примет истины христианства благодаря одному диалогу. Просто отстаивайте христианство, насколько можете, и помните, что разговор - это, в конце концов, Божье дело, не ваше.


8. Поставьте себя на место своего друга-атеиста. А что если бы, например, христианство было ошибочным, а греческая мифология - истиной? Что могло бы убедить вас в обратном?


9. Не употребляйте много христианских фраз. Христиане «отдают свои сердца Иисусу», «Святой Дух пребывает в них», а также можно услышать, что они «идут с Иисусом каждый день», будучи «в мире, но не от мира сего». Все эти выражения многозначны, глубоки и легко понятны для большинства христиан, но они ничего не значат для людей вне веры. Их трудно избежать, потому что мы привыкли употреблять их, как стенографию для сложных понятий. Но вы должны уметь объяснить эти понятия доступными терминами.


10. Молитесь. Не делайте ошибки, полагаясь только на свой ум, в то время как Святой Дух - к вашим услугам. Просите о ведении для себя и открытом сердце для вашего друга-атеиста. Вы будете поражены эффективностью этой техники. И это будет полезно для вас самого.


Мы не поощряем никого начинать драку, ведь никто так не провозглашает Слово Божие. Но когда придет время, вы, будучи готовыми, сможете отстоять свою веру, используя термины, знакомые для ваших неверующих друзей или родных.

Джейсон Андерсон - программист из Вирджинии, штат Алабама, публикует свои мысли о религии и культуре на странице Cynical Christian. Дженнифер Фулвилер - писательница из Остина, штат Техас, она стала христианкой в 2007 году, будучи до этого всю жизнь атеисткой. Сейчас описывает свое обращение в христианство на странице ConversionDiary.com.

Любовь против троллинга: как верующему говорить с атеистом

Почему люди не находят ответов на вопросы о вере? Как христианину общаться с неверующим собеседником? Чем отвечать на оскорбления и троллинг? Об этом рассказала журналист, блогер и преподаватель Дарья Косинцева в докладе «Проблемы, риски и камни преткновения миссии в Интернете» на V Международной миссионерской конференции «Ставрос». Публикуем избранные фрагменты.

 

Восьмиклассники и советская пропаганда

Иногда со своими чудесными восьми- и девятиклассниками мне приходится на переменке общаться на смысложизненные темы. Среди них есть два ученика ― они очень разные, но почему-то именно с ними в эту неделю мне случилось говорить о религии. Машенька ― это такой типичный Божий одуванчик, отличница, и мы обсуждали какую-то поэзию; в частности, там была библейская тема. Машенька у меня спросила что-то о христианстве, и я говорю: «А что вы сами об этом думаете?» Этот Божий одуванчик мне ответил: «Ну, я считаю, что Христос ― шизофреник и религия сегодня неактуальна».

Вторая история ― с Сашей (имена изменены для конспирации). Это совсем другой типаж: двоечник, раздолбай. Я думала, что он вообще ничем не интересуется, пока не спросила, зачем он читает одну книжку. Он мне ответил, что там стебаются над религией и это ему очень нравится. Я тоже с ним побеседовала, и он выдал стандартный набор штампов по тем вопросам, которые его волнуют: всё те же жадные попы, религия создана для оболванивания народа, и прочее, и прочее. Но самое интересное ― он рассказал, что у него есть верующая тётя, бывшая коммунистка, и он пытался с ней и с другими родственниками говорить, но не получалось по той простой причине, что разговор сразу переходил в конфликт. То есть этот мальчик не может в оффлайне, в общении с живыми людьми, найти себе слушателей, с которыми он мог бы поговорить.

И вот такие люди в поисках ответов идут в Интернет, где пространство общения максимально открыто и где со своими странными вопросами ты находишь людей, с которыми мог бы поговорить, своих единомышленников. Восьмиклассники Саша и Маша приходят туда и находят условного Руслана Соколовского, который говорит с ними на понятном языке, с удовольствием его слушают и безоговорочно верят.

Поэтому первая проблема, о которой мне кажется важным сказать, ― это нынешний язык миссии. Не только в смысле стилистики, но и того, что касается донесения христианской идеи до неверующего большинства. Вы можете со мной не согласиться, но если в старших классах или на первом курсе университета спросить: «Кто из вас верует», ― очень немногие окажутся в числе верующих. Изначально зачастую это не воинствующие атеисты, а просто люди, которые видят некоторые проблемы, вопросы, противоречия в истории Церкви и в её жизни, но со стороны Церкви часто нет широко распространяемого адекватного ответа на адекватном языке, который они могли бы услышать. Я не могу сказать, что его нет совершенно, но катастрофически мало по сравнения с тем запросом, который есть у людей. Людям сейчас бесконечно интересна эта тема, поэтому СМИ с удовольствием о ней пишут (в основном ― негативно): они знают, что набегут интересующиеся, будут оставлять комментарии и репостить.

Мы должны понимать, что те, кто интересуется религией ― в основном люди с очень слабым знанием предмета. Это «милые варвары»: те вопросы, которые они задают, часто кажутся простыми, банальными, глупыми ― настолько, что представляется, будто их можно задавать только агрессивно. Но во многом агрессия происходит потому, что как только ты погружаешься в тему, тебя сразу начинает уносить в «мир высокой духовности»: так и хочется вещать, окормлять, учить. А у людей для начала очень простыезапросы, и на них часто нет ответа. Тот уровень атеизма, который сейчас чаще всего встречается в Сети ― это уровень советской пропаганды, схоластика, абсолютные банальности, которые из года в год воспроизводят как новость.

Кажется, что в миссионерской деятельности Церкви есть два основных направления: борьба с сектами и внутренняя миссия, сплочение уже верующих православных людей. Но очень мало миссии (если я неправа, поправьте), направленной на обычных атеистов, более или менее равнодушных к Церкви, заинтересованных, но колеблющихся. У меня в университете была преподавательница древнерусской литературы: учёный она была замечательный, а преподаватель ― так себе. Она вещала на своём языке о каких-то ужасно сложных и интересных для неё вещах, а мы сидели, слушали и ничего не понимали. Когда я смотрю православные сайты и паблики, я часто вижу язык, который совершенно непонятен внешнему человеку.

Почему Христос ― не зомби

Караваджо. Уверение Фомы

В СМИ и Интернете сегодня очень много негатива о Церкви. За пять лет, что я веду блог о христианстве, каких только гадостей мне не говорили! Поэтому те оскорбления, которые многим кажутся безумными, я воспринимаю уже спокойно. Негатив для меня ― всегда повод для разговора. Когда ты отстранённо вещаешь о ценностях, о нравственности, никому это не интересно. Но когда появляется негативный инфоповод, всегда есть возможность высказать свою точку зрения.

Любую гадость можно обратить в свою пользу: даже бесконечно троллинговое и оскорбительное высказывание вроде «Христос ― это зомби» может стать стартом для очень интересного диалога. Можно поговорить о смерти и жизни, о том, что Христос жив и после физической смерти, а многие люди мертвы и при жизни. Тема зомби очень популярна в массовой культуре, потому что отражает именно эту идею. Попытка нападок на тебя может всегда сыграть в плюс, если её правильно использовать. Ты можешь показать, что ты человек культурный, которого таким образом невозможно задеть.

Я читала статью об американском миссионере, история которой началась с того, как она, будучи лесбиянкой, опубликовала статью, что христиане ― это всегда мракобесы, которые давят свободу. После этой статьи ей начали приходить письма, и она складывала их в две стопочки: в одну стопочку ― негативные, а в другую ― восторженные. И было одно письмо от пастора, которое она не смогла положить ни в какую стопку, потому что оно не было ни ругательным, ни хвалебным: человек приглашал её пообщаться за чаем. Эти беседы закончились тем, что она приняла христианство, вышла замуж и стала блогером совсем другой направленности.

Не враги, а братья и сёстры

В одной протестантской книжке говорится, что апостолы не очень хотели уходить из Иерусалима, со Святой Земли и идти проповедовать языческим варварам. Иногда у многих верующих, и у меня в том числе, возникает желание замкнуться в своём комфортном и уютном мирке, чувствуя себя особыми, духовными, а всех окружающих ― людьми несколько второго сорта, дурачками, с которыми и говорить-то особенно не о чем. Думаю, что люди, у которых брат, сестра, жена, тёща или свекровь ― атеисты, гораздо глубже понимают, что всё не так просто, что диалог с неверующими так или иначе приходится выстраивать. Мне кажется важным, общаясь в Интернете или давая какие-то комментарии, помнить, что атеисты, агностики, равнодушно или негативно настроенные к Церкви люди ― тоже наши братья и сёстры. Воспринимать их не как врагов, а как будущих верующих, и относиться к ним соответствующе.

Общаться с хипстерами-атеистами не сложнее, чем с сектантами, а во многом гораздо проще. И делать это, на мой взгляд, очень важно.

Ответить или промолчать?

 

Любая площадка может служить для продуктивного диалога. Вопрос в том, что бесконечные дискуссии на десять страниц, как правило, контрпродуктивны и только отнимают силы. Часто верующие вовлекаются в эти дискуссии, начинают распаляться, показывать себя далеко не с лучшей стороны. Когда-то я очень много дискутировала в комментариях, сейчас практически ничего не комментирую. В моём паблике во «ВКонтакте» сейчас очень жёсткая политика модерации, и часто откровенно троллинговые комментарии удаляются ― мне интересна именно содержательная дискуссия.

Нужно грамотно оценивать ситуацию общения. Если под какой-то статьёй вы видите негативные комментарии, вы можете сдержанно один-два раза ответить по существу. Эти комментаторы не обратятся сразу ― они будут усиленно защищать свою точку зрения. Здесь важно вовремя остановиться и почувствовать границы. Если вам есть, что сказать, и вы можете сказать это с любовью, почему бы не сказать? Вопрос, какое количество времени вы готовы на это потратить: к этому нужно относиться очень деликатно, чтобы не выгореть в бесконечных и бессмысленных спорах.

Могут общаться двое, а читать две тысячи человек, и важно не то, что вы докажете оппоненту, а то, как вы себя покажете для этих двух тысяч. Возможно, настоящая миссия происходит именно по отношению к ним, когда они видят с его стороны агрессию, раздражение и бескультурье, а с вашей ― любовь, готовность к диалогу и высокий культурный уровень.