Новости

Стати́стика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в конкретной числовой форме. Конечно, не стоит обожествлять цифры и считать статистические данные безусловной истиной. Но тем не менее стоит признать что непредвзятые исследования дают достаточно приближенную к правде картину. Особенно это важно в таких областях как социология и аналитика бизнеса. В интернете статистические данные также зачастую применяется в полемике между верующими и атеистами. Причем зачастую первыми начинают применять это "оружие"наши неверующие оппоненты, которые уповают на науку, разум и цифры. Однако если им предъявить невыгодные для них статистические данные, то они тут же начинают говорить, что это де "купленные опросы", "власть продвигает таким образом клерикализацию" и пр. В таком случае им надо постоянно напоминать об их двойных стандартах.

Мы надеемся что статьи данной категории помогут верующим не только защищаться от атеистической критик, но и самим переходить в атаку.

Религия и молодежь в 90-ых

1995 год

П.А. КУЛАКОВ УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ И РЕЛИГИЯ КУЛАКОВ

Петр Андреевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социологии Новосибирского медицинского института

Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей, расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики. Данное явление мы наблюдаем сегодня в нашей стране. Примеры массового религиозного "обращения" мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились социальные условия "вхождения в жизнь" существенно огра- ничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны со- циальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социа- лизации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общест- венно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. 

Свое место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс со- циального становления юношей и девушек нечто новое, ранее им неведомое. Преподаватели кафедры социологии и студенты Новосибирского медицинского института при поддержке Комитета по делам молодежи мэрии и преподавателей других вузов нашего города провели весной 1994 г. социологический опрос учащихся. Предмет исследования - верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек. Выборка была представительной, отражала структуру учащейся молодежи дневного обучения в возрасте от 15 до 29 лет. Формирование выборочной совокупности носило комбини- рованный характер, использовался многоступенчатый отбор с применением квотной и случай- ной выборки. На первом этапе велся отбор учебных заведений с учетом их типа, статуса, места распо- ложения, структуры контингента обучающихся. Было отобрано таким путем 10 школ, 3 ПТУ, 5 техникумов и колледжей, 4 вуза. На втором этапе отбирались учебные группы, классы. Учитывались возраст, срок обучения, пол, статус группы (класса), факультетов. После чего шел отбор респондентов. Объем выбо- рочной совокупности составил 1 230 человек.

После просмотра анкет, их "выбраковки", для обработки оставлено было 1 192 единицы. Структура выборки по типам учебных заведений выглядит следующим образом. Из 1 192 респондентов 434 (36,4%) - учащиеся школ, 119 (10%) - учащиеся ПТУ, 236 (19,7%) - техни- кумов, колледжей, 404 (33,9%) - студенты вузов. Средний возраст опрошенных 17,3 года. По социальной принадлежности исследуемая группа довольно разнообразна. Преобладали представители семей рабочих (43,8%); из семей служа- щих- 18%, интеллигенции- 12%. Более 5% пришлось на предпринимателей (коммерсантов). В целом данные говорят о том, что состав опрашиваемых соответствовал по своим социальным характеристикам основному контингенту учащейся молодежи и социальному составу населения. Результаты социологического опроса В начале исследования нам представлялось важным выяснить отношение учащейся мо- лодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества, роли церкви в решении многих проблем как социально-гражданского, так и политического харак- тера.

Как и предполагалось, большинство респондентов (57,1 %) поддерживает возрождение рели- гиозных начал в духовной жизни нашего народа; 25% опрошенных выразили безразличие ко всему происходящему, хотя и с оттенком лояльности. В группе "поддерживающих" преобладали учащиеся школ (38%) и студенты вузов (40,2%). Значительно меньше в ней учащихся ПТУ и техникумов (7,6% и 14% соответственно). Причина подобной расстановки видится в том, что, во-первых, в группах учащихся ПТУ и техникумов преобладает мужской пол. А он в ходе исследования проявлял более сдержанное отношение к проблемам религии, веры. Во-вторых, специфика обучения и характер получаемой профессии, когда в процессе преподавания преобладает техницизм. Но несмотря на небольшой вес в группе "поддерживающих" представителей училищ и техникумов, все же 40% респондентов из данных учебных заведений тоже выразили поддержку религиозных начал. Большая часть респондентов (42,5%) связывает этот процесс с необходимостью воз- рождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека. Упадок нравственной культуры резко ослабил защищенность духовного мира молодых людей, как, впрочем, и их социальную защищенность вообще. Не зря следующей по рангу причиной поддержки респонденты выбрали пункт, в котором указывалось, что религия помогает перенести трудности нашей жизни. Этот вариант поддержали почти 25% респондентов, добавляя: "без этого трудно жить сегодня", "религия помогает жить человеку, поверить в себя", "она помогает справиться со многими пережива- ниями" и др. Поддержку возрождения роли церкви и религии в России часть респондентов (13%) увязы- вает с необходимостью подъема национального самосознания народов нашей страны, восстановления утраченных традиций, символов, образцов культуры прошлого. В анкетах, заполненных студентами авиационного колледжа, встречались рукописные дополнения: "под- 92 Общее распределение верующих и неверующих Кем считают себя респонденты

Число респондентов % от числа опрошенных 1. Просто верующие 43 3,6 2. Христиане 131 10,9 3. Православные 102 8,5 4. Католики 7 0,5 5. Протестанты 3 0,2 6. Буддисты 5 0,4 7. Верят в высшие силы, в высший разум 19 1,6 8. Верят в себя, в своего бога 53 4,4 9. Исповедуют нетрадиционные, нерелигиозные вероисповедания 38 3,2 10. Колеблющиеся между верой и неверием 467 39,0 11. Неверующие 165 13,7 12. Атеисты 30 2,5 13. Затруднились ответить 142 11,8 14. Не дали ответа 5 0,4

держиваю религию как культурное наследие", "она помогает объединить людей", "религия - это спасение народа". К сожалению, лишь немногие из опрошенных учащихся и студентов (7%) связывают рассматриваемое явление нашей жизни с началом подлинной свободы религиозных взглядов человека и видят в нем естественный процесс общественного развития. И единицы расценивали процесс религиозно духовного становления части российских граждан как "нарочно приду- манную узду для людей", как "способ развития в человеке качеств раба". Из всей совокупности опрашиваемых 25% выразили безразличие ко всему происходящему, хотя и с оттенком лояльности, а 4% респондентов откровенно признались в своем неприятии новых религиозно-духовных процессов. Заслуживает внимания высокий удельный вес затруднившихся найти приемлемую для них причину усиления религиозных настроений в массах (15,4%) и вообще не давших ответ на этот вопрос (14,9%). Если сопоставить ответы, то можно увидеть, что немногим более половины опрошенных выразили заинтересованное отношение и поддержку весьма сложному процессу религиозно- духовного возрождения народа. Проведенный опрос позволил увидеть палитру верований учащейся молодежи. А если учесть, что вопрос о вере был поставлен в анкете в открытой форме и респондентам было предложено самим определить характер и предмет личной веры, то полученные данные для нас вдвойне интересны. Лишь небольшая часть опрашиваемых не дала ответа (0,4% - 5 человек) или затруднилась определиться (11,9% - 142 человека) в своей вере. Абсолютное большинство сумели не только соотнести себя с той или иной группой верующих, но и назвать предмет веры, ее направ- ленность. Только 3,6% не смогли указать предмет веры. Они определили себя верующими без указания конфессиональной принадлежности. У остальных - определенная самоидентифи- кация. На вопрос "Считаете ли Вы себя верующим человеком и если да, то какую веру Вы исповедуете?" только 12% респондентов затруднились определиться и не дали ответа. 25%, по их словам, исповедуют ту или иную религию. Одни - вообще общехристианскую (10,9%), другие - православную (8,5%), третьи — католическую (0,5%). Еще меньше тех, кто исповедует баптизм, евангелизм, буддизм.

Среди верующих есть поклонники идей Е. и Н. Рерихов, есть те, кто верит в высший разум, природу, в добро и зло, судьбу, любовь, справедливость, астрологию и т.д. В совокупности таких верующих набирается 7-8%. Заметной группой выделяются те, кто верит только в себя (4,4%) или, как они добавляют, в своего бога (Таблица). Из приведенных данных видим, что религиозно верующие составляют в общей массе 1/4 респондентов. Всех верующих, точнее, названных себя таковыми, в общей массе респондентов насчи- тывается не более '/з . Основная же масса учащихся и студентов (39%) колеблется между верой 93 и неверием. Эта группа относительно равномерно распределена по различным категориям учащейся молодежи. Среди школьников они составляют 39,4%; учащихся ПТУ - 49,5%; учащихся техникумов и колледжей - 40%; студентов вузов - 35,5%. Мы их не сочли возможным включить в группу религиозно верующих, так как они еще находятся на стадии "вхождения", осмысления своего духовного "Я". Признали себя неверующими 13% опрашиваемых, атеистами - 2,5%. Социологический анализ религиозности учащихся вряд ли даст истинную картину, если будет опираться только на самооценки респондентов. Существует ряд других показателей, которые позволяют реально оценить степень и характер верований молодых людей. Это и знакомство с религиозной литературой, знание основных догматов какого-либо вероучения, соблюдение определенных требований, канонов церкви, участие в богослужениях, обрядах, деятельности общины и т.д. Ответы респондентов на последующие вопросы анкеты показали, что подавляющее большинство учащихся редко или совсем не посещают храмы, молитвенные дома, не участвуют в совершении богослужений, не соблюдают обряды.

А если участвуют, то по мотивам нерелигиозного характера. На участие как потребность верующего человека указало всего 6% респондентов, а 71,8% респондентов вообще не дали ответа, 6,7% затруд- нились выявить свои мотивы участия. В пользу невключения "колеблющихся" в число верующих говорят и другие данные. Например, среда множества ценностей нашей жизни (респондентам было предложено 25 по- зиций) "общение с Богом", "чтение религиозной литературы" выбрали лишь 6,5% — участников социологического опроса. Только один человек из опрошенных решил посвятить свою жизнь Богу. По-настоящему верующий вряд ли может считать себя таковым без знания основных постулатов вероучений, изложенных в Священном писании, других книгах. В нашем случае источником знаний могут служить Библия, Коран, Талмуд и др. литература религиозного характера. На вопрос "Читали ли Вы Библию?" почти 5% респондентов ответили, что "прочитали полностью", чуть более 20% читали Новый или Ветхий Заветы. Читали только отдельные фрагменты 61% опрошенных и не читали ничего вообще 21,2% респондентов. Что касается другой религиозной литературы, то ее читали 22% опрашиваемых; половина из них не могла привести ни одного названия из прочитанного ими на религиозные темы. Есть и другие данные для сопоставления, но и приведенных, думается, вполне достаточно, чтобы представить структуру, характер и масштабы распространения верований среди учащейся молодежи. Здесь необходимо добавить только, что из 25% религиозно верующих респондентов около 8% можно считать глубоко верующими людьми, т.е. не только принявшими веру, но и следующими ее установлениям и требованиям. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на публикуемые в журнале "Социологи- ческие исследования" результаты социологического опроса, в которых показывается рели- гиозность молодых людей (16-17-летних) на уровне 64% [1, с. 9]. При всей несопоставимости нашего и данного опросов (территориальность, метод и объем выборки, состав опрашиваемых) все же закрадывается сомнение, насколько объективен такой показатель. Сомнения возникают потому, что вряд ли вообще реален скачок от всеобщего атеизма к чуть ли не поголовной религиозности этой возрастной группы молодежи. Авторы публикации выводят данный показатель на основе только самоидентификации, самооценки респондентов в отношении своей только религиозности, не беря во внимание ряд других показателей, позволяющих более точно определить степень и характер религиозности молодых людей (имеется в виду знакомство с предметом веры, степень проявления каких-либо форм религиозной деятельности в рамках своей веры и др.).

Сегодня можно предположить, что принятие молодыми людьми религиозной веры (в отличие от нерелигиозной) осуществляется в нашем, стихийно движущемся потоке, с учетом традиций и складывающейся ситуации в обществе. Думается, процесс еще не завершен, не стабилизировался. Формирование религиозного сознания и вообще верующего человека, несомненно, будет меняться, приобретать новые очертания, вовлекать в свою орбиту новых людей, хотя и не так динамично, как это кажется сегодня. Определенные предпосылки для подобных утверждений есть. Кризис в обществе охватил все сферы нашей жизни, стимулируя, тем самым, всплеск общественного внимания к невидимой, слабо познанной стороне челове- ческого бытия, к разного рода верованиям и суевериям. Другими словами, усиливается воздей- ствие социальных, психологических и познавательных факторов на сознание молодежи. Ко всему прочему сохраняется устойчивое внимание к религиозной стороне общественной жизни - 94 это восстановление храмов, приходов, церквей, освящение значимых мест, событий и т.д. Но и это еще не все. Нельзя сбрасывать со счета воздействие семьи, окружающей среды, СМИ и других социальных институтов. Оказывают свое действие сохранившиеся обычаи и традиции. По признанию наших респондентов, в 40% семей есть верующие, причем в абсолютном большинстве это религиозно верующие. Чаще всего называли мать, бабушку, реже - отца, деда, братьев и сестер. Более половины семей имеют предметы религиозного характера, культового значения. Большинство участников опроса (61%) крещены и почти 20% из них собираются креститься. Тех, кто не намерен этого делать (и не крещен), насчитывается лишь 12%. Почти 3/4 опрошенных учащихся и студентов отмечают в той или иной форме религиозные праздники, указав при этом 25 праздников (23 религиозных и 2 народных). Как можно предположить, наиболее почитаемыми оказались Пасха (62,6%), Рождество Христово (46,5%), Крещение (11,5%) и Троица (9,5%). Масленицу отмечают лишь 3,6% респондентов. По 2% участников опроса знают и отмечают Вербное Воскресенье, день Ивана Купалы и Родительский день. На оставшиеся праздники приходится менее чем по 1 % респондентов. Как видим, определенный "резерв" для пополнения числа верующих еще есть. Тяга уча- щейся молодежи к поиску духовной опоры, своей веры сильна и будет сохраняться. В сегодняшних условиях вера для молодежи приобретает многозначный смысл. Для одних она становится знаком групповой или национальной принадлежности, для других - эстетически- любознательным занятием, для третьих - это высшая духовная потребность, способ миро- понимания, форма бытия. "Вера для меня - инструмент действия", - пишет студент агроуни- верситета; "вера - это часть меня", - мнение его сокурсника; "когда уже ничего не видишь, не понимаешь, начинаешь верить во что-то", - признается студент мединститута; "вера помогает жить"; "...придает силы в жизни"; "...цель моей жизни"; "она способствует моему спокойствию"; "тот, кто верит, счастливее неверующего" и т.д., - написано было во многих анкетах. В одной из них утверждалось, что "вера является тестом для человека". Вера рассматривается как совокупность нескольких компонентов, включающих в себя религиозное сознание (вера в Бога, в сверхъестественные силы, т.е. выделение предмета веры), культовое поведение (мотивация, характер), ценностные ориентации индивидов, понимание ими таких важных категорий, как "добро", "зло", "грех". Ведь сама вера предполагает лично- стное отношение, личностную оценку предмета веры, она играет важную роль в формировании идеалов и ценностей жизни человека. Наш опрос еще раз подтвердил многоаспектность феномена веры, особенно в сегодняшних условиях. В нынешнем всплеске религиозных и прорелигиозных тенденций, внимания к теософии, оккультизму, астрологии проявляется, как отмечали еще античные мыслители, обычный страх, неуверенность, бессилие людей перед свалившимися на их головы бедами, отсутствие позитивных перспектив. Страх и надежда заставляет людей верить во что угодно, кому угодно. Сегодняшнее состояние общественного сознания демонстрирует кризис прошлой веры. В этом видится прежде всего слабость социальных институтов, позволяющих людям адаптироваться к новой жизни. Усиление верований разного толка - это нарастание чувств зависимости, неудовлетво- рённости, эмоционального восприятия окружающего мира, множества его проблем, стрем- ление человека к познанию мира, выработке определенного взгляда на него. В то же время в обозначенном процессе видится рост психической неустойчивости человека, его стремление уйти от действительности, ее жестокости и неприглядности. В начале описания результатов социологического исследования мы приводили структуру мотивации поддержки процесса возрождения религиозных начал в нашей жизни. Так, наиболее значимой была проблема нравственного становления общества. За ней следовал фактор социально-защитного, социально-утешительного свойства. В вопросе о значимости веры, ее функциональной полезности для человека эти факторы поменялись местами, на первое место респондентами была поставлена утешительная роль религии (помогает им жить), а за ней уже стоял по значимости фактор нравственного возрождения общества. Вообще мотив утешения и помощи человеку посредством веры является преобладающим в ответах большинства (39,7%) респондентов. Религию как средство спасения души восприни- мают- 22,5% участников опроса. Столько же расценивают религиозную веру как фактор нравственного совершенствования общества. Несколько уступающая им по численности и 95 удельному весу группа опрашиваемых (13%) воспринимает веру как способ познания окру- жающего мира, а 11 % респондентов видят в ней сохранение традиций общества. Тех же, для кого вера есть помощь неких высших сил, оказалось всего 2,5%. Полностью отрицали какую-либо полезность веры 2,1%. Затруднялись ответить 13,0% и не дали ответа 4,6% респондентов. Приведенные данные свидетельствуют об обращенности молодых людей в себя, об их разочаровании окружающим миром, стремлении к самоспасению, желании оградить свою душу от натиска лжи, лицемерия и обмана. Об этом отчасти свидетельствует игнорирование учащейся молодежью какой-либо политической деятельности, избирательных кампаний, средств массовой информации, литературы. Такова защитная реакция той части нашей молодежи, которая способна еще во что-то верить и надеяться на перемены к лучшему. В составе верующих выделяются "христиане" и православные. В обеих группах основной костяк верующих (80%) составляют учащиеся школ и студенты вузов. Причем, если среди "христиан" численный перевес на стороне школьников (соотношение 48-30,5%), то в группе православных преобладают студенты высших учебных заведений (соотношение 35-47%). Если посмотреть распределение в самих учебных группах, то разница удельного веса верующих, этих направлений незначительна. "Христиан" среди учащихся школ 14,5%, ПТУ - 8,4%, техникумов - 7,6%, студентов вузов - 9,9%. Близко к этому и соотношение православных (соответственно 8,2%-5,0%-5,1%-11,8%). . В составе верующих других религиозных течений мы видим в основном представителей студенчества. В группах, исповедующих нерелигиозную веру, к ним добавляются учащиеся школ и техникумов. Последних значительно меньше, чем первых. Что касается воспитанников ПТУ, то вместе с представителями техникумов они составляют небольшую группу верующих "христиан" и православных (около 20%). В составе других религиозных групп их нет. А представителей ПТУ нет и в числе респондентов, исповедующих • нерелигиозную веру. Соотношение "христиан" и православных в общей массе опрашиваемых выглядит как 10,0% к 8,5%. В то же время, как показывают ответы респондентов на последующие вопросы, с православием знакомы 36% участников опроса, имеют слабое представление о нем 12,7%, хотят познакомиться - 0,25%; не знакомы с православием 33,3%. Число потенциальных сторонников православия значительно превосходит число носителей этой религии. Причем с православием знакомы преимущественно школьники и студенты вузов, а в числе не знакомых преобладают учащиеся ПТУ и техникумов. На вопрос об отношении к православию 38% не дали Ответа вообще, а у 15% он вызвал затруднения. 1% опрошенных выразил негативное отношение к этой вере; около 8% равнодушны к ней. Положительное отношение к православию высказали 36,6% принявших участие в опросе юношей и девушек (от сочувствия - 7,8% до полной поддержки во всем - 25,7%). Поддерживающих с оговорками, что не со всем согласны в этой религии, выявилось 3,1%. Итак, знакомы с православием 48,6% респондентов (в том числе около 40% знакомы хорошо), поддерживают 36,6% (в том числе 25,7% поддерживают во всем), а избрали своей религией всего лишь 8,5% респондентов. (Это может и должно стать предметом самостоя- тельного исследования.) А теперь о неверующей части участников опроса и атеистах. Назвали себя неверующими 13,8% опрошенных, атеистами - 2,5%. Колеблющихся - 39,1%. Неверующих среди школьни- ков - 10%, учащихся ПТУ - 15,9%, техникумов - 19,1%, студентов вузов - 14,1%. Удельный вес атеистов колеблется по всем группам от 2,1% до 2,9%. Но вот, что интересно. На вопрос, обращенный прежде всего к неверующим о причинах их неверия, не дали ответа 42,6% опрошенных, затруднились ответить 18,4%. Следовательно, оставшиеся 39% респондентов, дав конкретный ответ на поставленный вопрос, фактически признали себя неверующими. А это значительно выше показателя их предыдущей самоидентификации. Значит, сюда вошла значительная часть колеблющихся (около 25% из 39,1, или больше половины). Почему они неверующие? Что мешает им стать верующими? Что предпочтут учащиеся и студенты, если захотят больше узнать о религии? Среди многих причин, предложенных респондентам в качестве вариантов ответов, в наибольшей степени внимание обращено на отдаленность религии от реальной жизни. На это указали 16,9% опрошенных учащихся и студентов. За ней следуют почти равнозначные для респондентов и близко расположенные по смыслу причины: одни не видят необходимости в вере в Бога (8,4%), у них отсутствуют предпосылки к религиозной вере, формированию 96 религиозного сознания, у других отсутствует интерес к каким-либо вероучениям (7,5%), они не желают их знать, понимать, принимать, сомневаются в их "правдивости". Такая же по численности группа респондентов (7,3%) предпочитает другие формы духовной деятельности, нежели религиозная вера. В два раза меньше тех (3,4%), кто отсутствие религиозности у себя объясняет своей отдаленностью от храмов, культовых учреждений и недостатком времени. Совсем немного учащейся молодежи, которая по-прежнему считает религию пережитком прошлого (2,5%) ("опиумом для народа", "анахронизмом" и т.д.) или же связывает свое "безбожие"с прошлым атеистическо-коммунистическим воспитанием (1,6%). В одну из выделенных групп входят те, кто, соприкоснувшись с религией, разочаровался в ней. Как поясняет один из респондентов, «религия — это, в определенном смысле, несвобода человека, а я не люблю слово "раб"». Здесь же мы видим респондентов, которые не связывают свою веру с Богом и религией. Встречаются и более категоричные суждения, объясняющие нерелигиозность респондентов: "веру используют в личных целях", "религия политизируется", "нынешние институты религии компрометируют ее". Несмотря на то, что неверующих и атеистов оказалось более 1/3 респондентов, а вместе с колеблющимися и теми, кто использует нерелигиозную веру, более 2/3, абсолютное боль- шинство участников опроса (86,5%) прямо или косвенно выразили свое пожелание больше узнать о религии и выбрали свои варианты знакомства с нею. Следует заметить, что данный вопрос приобретает в сегодняшних условиях чрезвычайно важное значение. С трудом, но реформируется система образования, меняется содержание обучения. В некоторых учебных заведениях введено преподавание религиоведения, введены факультативы, приглашаются для встреч с учащимися и студентами служители церкви. Открыты воскресные школы, группы с религиозным воспитанием в дошкольных учреждениях. В общественное сознание внедряется мысль о необходимости введения в учебные планы школ, техникумов и вузов предмета религиозного характера. Такие призывы весьма настой- чиво звучали на конференции религиозных деятелей (в феврале 1994 г. в Новосибирске). Участников этой встречи понять можно. Но насколько эти предложения сообразуются с умонастроениями учащейся молодежи? Опрос показал, что 30,1% респондентов для знакомства с религией предпочли бы самостоятельное изучение религиозной литературы, почти такое же количество опрошенных устроила бы встреча в церкви (29%), посещение храма, молитвенного дома (28,5%). 26,9% выразили желание познакомиться с религией через общение с верующими; обращение к знакомым предпочитают 0,5%. Надеются на радио- и телепередачи 12,5% респондентов. Кстати, передачи на религиозные темы часто слушают 7,5% школьников и студентов, редко (случайно) - 49,7%. Остальные - не слушают. Знакомство с религией во время классных занятий предпочли всего 7,8% опрошенных. По мнению трех человек, каждый должен сам прийти к Богу. Роль учебных занятий и школы в знакомстве с религией оценена участниками опроса очень низко. 75 согласилась с тем, что учебная деятельность помогает (или отчасти помогает) познать смысл и значение религии в обществе, а 2/3 опрошенных ответили "нет, не помогает". Некоторые респонденты при этом добавляли "и не надо". Поэтому следует тщательно поду- мать над такими данными и над тем, стоит ли торопиться внедрять религию в образование. Принятие молодыми людьми определенной веры осуществляется в этом стихийно движу- щемся потоке довольно осознанно, без особой торопливости, с учетом традиций и склады- вающейся ситуации. Из большого разнообразия религиозных течений, традиционных и новых, на знакомство с которыми указали респонденты в анкетах, предметом их верований стало довольно ограниченное число религий (5 из 18). Скажем, в перечне религиозных течений, с которыми в той или иной мере знакомы респонденты, были названы адвентисты (1,4%), баптисты (3,5%), буддисты (7,0%), "Белые братья" (4,8%), "молодые христиане" (3,7%), кришнаиты (10,4%), исламисты (3,2%), сатанисты (1,4%). Менее чем по 1% знающих пришлось на евангелистов, харизматов, язычников, иеговистов, даосистов, иудаистов, конфуцианцев, пятидесятников, староверов и других. Подав- ляющее большинство названных религий, религиозных направлений не стало предметом верований наших респондентов. Возможно, некоторые указали свою веру в рамках обще- христианского направления. Остальные же вообще не обозначались, например, "Белые братья", кришнаиты, исламисты. Опрос показал, что невелико число тех, кто знаком с этими течениями (за исключением 97 кришнаитов) и еще меньше их поддерживающих. Основная масса учащейся молодежи довольно сдержанно относится к ним (безразлично или отрицательно). Доля респондентов, поддержи- вающих эти течения, небольшая. Она колеблется от 0,08% (1 человек) до 1% (13 человек). Причиной такого отношения чаще называют их слишком навязчиво-зазывающий стиль поведения и уверенные обещания изменений в жизни каждого с помощью веры. Характер деятельности некоторых религиозных групп привел даже к определенному оттоку сторонников и переходу их в другие группы. Заслуживают внимания ответы респондентов на вопросы о добре, зле, грехе, их ценност- ных ориентациях. Около 1/3 опрошенных вкладывают в понятие "добра" служение людям, свершение полезных дел на благо всех, милосердие, самопожертвование, любовь ко всему живому на Земле. Это — деятельная форма проявления "добра", которого нам всем сегодня не хватает. Почти каждый пятый респондент рассматривает "добро" через призму личных качеств человека: его открытость, всепрощение, искренность, понимание окружающих, и вообще, как пишет один из учащихся ПТУ, "все, что хорошее в нем есть". "Добро" с совершением богоугодных дел связывает лишь 2% учащихся и студентов, "Зло" в сознании наших респондентов оказалось более многоликим, чем "добро", что вызвало, определенные сложности в структурировании и типологии ответов. Основная масса опрошенных "зло" соотносит с вредом, наносимым окружающим (25,5%); в некоторых случаях с пояснениями, а в большинстве анкет без пояснений о характере и типе наносимого (или проявляемого) вреда. Почти 1/4 участников опроса указала формы проявлений "зла", назвав их около полутора десятков. Они разделены на два основных вида: деятельностный и оценочно-личностный. В первом случае называются: ложь, вероломство, ненависть, подлость (5,4%), грубость, жестокость, насилие, агрессия (2,9%), месть, вражда, злословие, преступления, патологические наклонности, действия против совести (2,4%). Во втором - мы встречаем: себялюбие, эгоизм, безразличие (5%), амбиции, зависть, стремление добиться любым способом, все отрицательное, что есть в человеке. Как видно, "набор" характеристик в сознании респондентов является отражением типичных проявлений массового поведения людей в период социального кризиса. "Зло", как деяния, не угодные Богу, рассматривают всего лишь 2,6% респондентов. "Добро" и "зло" как две стороны одного социального явления, как неразделимые, выбрали более 3% опрошенных. А 5 человек видят в "зле" даже движущую силу общемирового развития. Показательно, что половина респондентов не смогла дать ответы на эти два вопроса. Третье понятие, включенное в качестве вопроса в анкету, "грех" вызвало затруднения почти у 40% учащихся и студентов. Остальные (около 60%) высказали разные точки зрения на этот преимущественно теологический вопрос. "Увязали" "грех" с нарушениями заповедей Божьих и религиозных установлений 13,7% респондентов. Причем одни назвали 7, другие - 10, третьи - 12 таких заповедей. Более 20% опрошенных соотносят с понятием "грех" не только плохие поступки в отно- шении людей, но и преступные действия (в большинстве анкет указаны конкретные виды преступлений: от воровства, изнасилований до убийства). В этом тоже отразилось наше время. В ответах на этот вопрос респонденты указали и на нарушение нравственных норм (15,4%), нарушение законов общества (6,7%), законов природы (1%). Всех людей на Земле назвали грешниками 2,4% участников опроса. И, наконец, на "грех", как на поступки, ведущие человека к разладу с собой, указали 8,5% респондентов. Как видим, все три понятия большинство учащихся и студентов связывают с реальными проблемами нашей жизни, а не с религиозными представлениями. И если половина респон- дентов не сумела еще разобраться в этих вопросах, то абсолютное большинство другой половины придает понятиям добра, зла, греха вполне светский, жизненный смысл. Об этом же "говорит" и структура ценностных ориентаций участников опроса. Напомним, что среди всех ценностей сугубо религиозные (вера в Бога, чтение религиозной литературы) выбрали около 7% респондентов. Остальные выделили прежде всего так назы- ваемые вечные ценности нашей жизни, которые в кризисных условиях приобретают особую значимость: любовь, здоровье, семья, достаток, уважение. Прагматизм сегодняшней жизни существенно потеснил интеллектуально-познавательные и нравственно-эмоциональные ценности бытия, Не вышли в число значимых и ценности рели- гиозной жизни. 98 В нашей стране с началом обвальных перемен молодежь не в меньшей степени, чем старшее поколение, почувствовала разрушение морально-нравственных опор в жизни общества и личности, навязывание, культивирование чуждых нам нравственных принципов и норм, плохо и не к месту скопированных с иной социальной системы, с иного миропонимания. Все это и вызвало новые процессы в сознании учащейся молодежи, ее определенное стремление к религии. ЛИТЕРАТУРА 1. Мчедлов МП., Нуруллаев А.А., Филимонов Э.Г., Элбакян Е.С. Религия в зеркале общественного мнения // Социол. исслед. 1994. № 5.

Поколение Z-это первое пост-христианское поколение

Исследование, проведенное Barna Research, показало, что атеизм потерял все свои отрицательные коннотации для поколения Z. Эти американцы родились в разное время с 1999 по 2015 год. 

Обследование проводилось двумя траншами в течение двух лет. Первый опрос был сделан в ноябре 2016 года, а второй-в июле 2017 года. Первый охватил 1,490 респондентов, а второй  - 507 респондентов. Все респонденты были в возрасте от 13 до 18 лет.

Данные, полученные в ходе обоих обследований, были сопоставлены с общедоступными данными переписи населения США. Они сделали его репрезентативным для пола, региона, этнической принадлежности и возраста.

Поколение Z может рассматриваться, по результатам опроса, по-настоящему  “пост-христианским” поколением. Это поколение не утверждает само по себе никакой религиозной идентичности. Для религиозного мышления кризис становится реален как никогда.

Процент атеистов в этой возрастной группе примерно в два раза больше, чем среди взрослого населения, идентифицирующего себя как атеисты, 13% - 6%. На вопрос Барна о причине их неверия в Бога респонденты ответили, что не нашли окончательного аргумента “за существование зла, добра и любящего Бога.". Люди перестали думать о смерти momentomori.pro.

Интересно, что поколение Z не называет христианское лицемерие значительным препятствием для веры в Бога. Тем не менее, многие назвали плохой опыт общения с церковью или христианином в качестве триггера, чтобы отвернуться от веры.

Эта возрастная группа также оказывается под влиянием ряда политических вопросов, таких как иммиграционная политика, нищета и права ЛГБТК. Около 37 процентов поколения Z придерживаются веры в то, что не может быть никакой уверенности в существовании Бога. Напротив, около 32% взрослых имеют такую же веру. И наоборот, около 54 процентов поколения Z, которые уверены в существовании Бога, что меньше, чем у взрослых (64 процента), имеющих одинаковые убеждения.

Было установлено, что люди поколения Z, посещающие церковь, имеют положительные представления о Церкви по сравнению с теми, кто придерживается негативных взглядов. Положительные ощущения получили свыше 80 процентов. Тем не менее, существует также значительный негатив на уровне около 40 процентов.

Неудивительно, что религиозные лидеры встревожены таким поворотом событий. Доктор Алекс Макфарланд, известное лицо в религиоведении и культурологии, сказал, что это разбивает его сердце, видеть, как молодые люди отворачиваются от Бога. Макфарланд оплакивает, что секуляризм вытеснил религию в американской культуре. Он приписывает эту причину росту подростков, совершающих самоубийство или обращающихся к наркотикам.

Россияне терпимо относятся к верующим

Отношение россиян к представителям различных конфессий за последние десять лет в целом не изменилось, несколько выросла доля тех, кто положительно воспринимает представителей "восточных" религий, сообщили "Интерфаксу" в "Левада-Центре".

Так, к христианам положительно относятся 86% россиян (в 2008 году - 75%), отрицательно - около 2%, ни положительно, ни отрицательно - 19% (17%).



"Устойчивое преобладание "позитивных" установок к христианам вполне понятно, учитывая тот факт, что доминирующее этническое большинство в России (а соответственно, и в общенациональной выборке) - русские, традиционно связаны с Русской православной церковью. Кроме того, в настоящее время порядка 75-80% россиян относят себя к "православию", - рассказали социологи.

К мусульманам положительно относятся 49% россиян (в 2008 году - 50%), отрицательно - 14% (ранее - 8%), ни положительно, ни отрицательно - 31%.

Между тем увеличилась доля россиян, положительно относящихся к индуистам и буддистам (46% и 47% соответственно против 40% и 41% в 2008 году). По мнению социологов, это, "вероятно, отчасти является результатом их возросшей популярности на уровне повседневной жизни и потребления - от открытия вегетарианских кафе до центров йоги".

Также увеличилась декларативная терпимость населения в отношении атеистов и иудеев (54% и 44% соответственно против 46% и 39% в 2008 году).

В "Левада-Центре" отмечают, что атеисты наиболее индифферентно относятся к представителям всех предлагаемых религиозных течений: позиция "ни положительно, ни отрицательно" среди них доминирует в отношении ко всем другим.

Наиболее положительное отношение к иным конфессиональным группам фиксируется у мусульман. По результатам исследования они оказались толерантнее православных и атеистов, за исключением отношения к атеистам, к которым мусульмане настроены негативнее остальных.

"Если среди мусульман 72% "очень положительно" и "в какой-то мере положительно" относятся к христианам, то среди православных симметричное положительное отношение к мусульманам ниже на 20 процентных пунктов", - сообщили социологи.

Опрос проведен 15-20 декабря среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов РФ.

Самые антихристианские страны мира

Кортни Гроган

По данным World Watch List 2018, Open Doors USA в ежегодном рейтинге находится 50 худших стран по вопросу  насилия и гонений на христиан. Сегожня по всему миру существует более 215 миллионов преследуемых христиан.

В докладе было установлено, что каждый двенадцатый христианин во всем мире является жертвой насильственных преследований. Open Doors USA> называют распространение радикального ислама и усиление религиозного национализма двумя основными движущими силами глобальных христианских преследований.

 Северная Корея возглавляет список наихудших правонарушителей последние 16 лет. Хотя коммунистическое Северокорейское правительство утверждает, что обеспечивает свободу религии в своей Конституции, никто не может быть открытым христианином в атеистическом государстве, не сталкиваясь с арестом, перевоспитанием в трудовом лагере или, в некоторых случаях, казнью.

Несмотря на опасность, Open Doors USA считает, что за последние два десятилетия в Северной Корее произошел огромный рост подпольного христианства. По оценкам доклада, в Северной Корее могут тайно проживать до 300 000 христиан.

 Афганистан занимает второе место в рейтинге мирового списка. Афганским гражданам в этой 99-процентной мусульманской стране запрещено становиться христианами. Open Doors USA сообщают, что подпольные христиане в Афганистане были убиты членами своей семьи, которые рассматривали христианское обращение как позорное отступничество.

Исламское угнетение продолжает вызывать все большую озабоченность у многих христиан во всем мире. Для восьми из десяти стран, включенных в список мировых наблюдателей, Исламский экстремизм является основной причиной христианских преследований.

 Исламское воинство находится на подъеме в Сомали, где христиане, если их обнаруживают, часто подвергаются мучениям. Христиане в Египте, Индии, Ливии и Казахстане также подверглись повышенному преследованию со времени прошлогоднего доклада.

 Согласно докладу, пакистанские христиане подверглись наиболее задокументированному насилию. Исламские боевики в Пакистане специально нацелены на христиан. Террорист-самоубийца в пасхальное воскресенье 2016 убил 74 человек и ранил более сотни

 Помимо распространения радикального ислама, в докладе отмечается рост религиозного национализма и интенсивных преследований в Центральной Азии как основных тенденций в преследовании христиан. В Индии и Непале усилился индуистский национализм, а также буддийский национализм в Бирме и Шри-Ланке. А преследование христиан в странах Центральной Азии, включая Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Азербайджан, усиливается при националистических, происламских правительствах.

 В перечень также включены Мексика и Колумбия, где в качестве источника преследования христиан упоминались организованная преступность и коррупция.

 Open Doors USA задокументировали, что 3066 христиан были убиты; 1252 были похищены; 1020 были изнасилованы или подверглись сексуальным домогательствам; и 793 церкви были атакованы в течение отчетного периода для всемирного списка наблюдения 2018 года.

 

 

Больше американцев говорят, что вера в Бога не нужна для морали

Большинство американцев говорят, что вера в Бога не нужна для морали 

56 процентов американцев думают, что Бог не имеет ничего общего с моральной личностью. Они также не соотносят веру в Бога с добрыми ценностями. Эта доля увеличилась с 49% в 2011 году. Таковы результаты исследования, проведенного исследовательским центром Pew, известной исследовательской группой.

Один поразительный фактор заключается в увеличении религиозных “ничьих"."Это люди, которые называют себя агностиками или атеистами. Некоторые даже описывают себя как “ничего особенного".

Авторы исследования писали, что эти люди "чаще, чем те, кто отождествляет себя с религией, говорят, что вера в Бога не является предпосылкой для добрых ценностей и нравственности. Так что растущее неприятие общественностью идеи о том, что вера в Бога необходима для морали, во многом связано со скачком доли американцев, которые являются религиозными "ничьими".

Увеличивающийся процент "ничьих" образует лишь небольшую часть целого. Отношение к вере и ее связь с Богом изменились и у тех, кто отождествляет себя с религией. Центр Pew выяснил, что среди всех религиозных взрослых, доля людей, утверждающих, что мораль не имеет ничего общего с верой в Бога, также выросла с 42 процентов в 2011 году до 45 процентов в 2017 году. Эта тенденция наблюдается и среди католиков, и среди протестантов.

Исследование Pew показало, что 49 процентов католиков и 41 процент протестантов согласились с тем, что вера в Бога не имеет ничего общего с нравственностью. В 2011 году было 47% и 37% соответственно. Процент религиозных "ничьих", которые сказали, что человек может быть хорошим человеком без Бога, составляет 85 процентов.

В 2011 году, 78 процентов имели те же взгляды. Очевидно, что США переживает стремительно меняющийся религиозный ландшафт. Белые христиане, когда-то составлявшие большинство религиозно-демографических групп, стали меньшинством.

Белые христиане в настоящее время составляют 43 процента американского населения. Это огромное падение с 81 процента в 1975 году. Даже с учетом этих фактов президент Дональд Трамп подтвердил, что поддерживает христиан. Он также заявил, что поддерживает свободу вероисповедания.

Священники и педофилия. Статистика

Neewsweek" Pat Wingert, "Priests Commit No More Abuse Than Other Males..."

Католические истории о сексуальных надругательствах, появляющиеся каждый день, свидетельствуют о том, что католики испытывают гораздо большую проблему с растлением детей, чем другие деноминации и население в целом.

Многие указывают на особенности Католической Церкви (ее правила безбрачия для священников, его изолированную иерархию, ее маргинализацию женщин) предполагая, что есть что-то особо зловредное у католических священнослужителей, что предрасполагает их к этим ужасным действиям.

Неудивительно, что еще в 2002 году, когда в заголовках гремел последний католический секс-скандал,  опрос Уолл-Стрит Джорнэл-NBC Новости показал, что 64 процента опрошенных думали, что католические священники "часто" совращают дети.

Тем не менее эксперты говорят, что для поддержки данной претензии вообще  просто нет данных. Никакое официальное сравнительное исследование не разбивало сексуальные надругательства над детьми по конфессиям, и только католическая церковь опубликовала подробные данные о своих собственных.

Но на основе обследований и исследований, проведенных различными конфессиями за последние 30 лет, эксперты, которые изучают жестокое обращение с детьми говорят, что они не видят причин делать вывод о том, что сексуальное насилие является в основном католической проблемой.

"Мы не видим католическую церковь в качестве очага этого или места, которое имеет большую проблему, чем где-либо еще," сказал Эрни Аллен, президент Национального центра пропавших без вести и эксплуатируемых детей.

"Я могу вам сказать без колебаний, что мы видели случаи, во многих религиозных установок, от путешествующих евангелистов, служителей раввинов и других."

С середины 1980-х годов страховые компании предлагали страховку от сексуального проступка в качестве всадника по страхованию ответственности, и их собственные исследования показывают, что католические церкви не являются более рискованными, чем другие общины.

Страховые компании, которые имеют в клиентах более чем 40 000 церквей, не взимают с католической церкви более высокие страховые взносы.

"Мы не видим большой разницы в уровне болезни между разными деноминациями"

, говорит Сара Бакли, помощник вице-президента по корпоративным коммуникациям.

И так длилось десятилетиями. Пока  что компания видела рост этих претензий по всем видам церквей в 2002 году, во время католического секс-скандала  в США. Эрик Спакик, старший риск-менеджер по руководству церквями, говорит: "это было довольно устойчиво"

В среднем, компания говорит что 80 процентов сексуальных проступков связанных с сексуальным насилием над детьми идет от всех деноминаций. В результате, чем больше детских программ имеет церковь, тем дороже ее страховка, сказали чиновники. 

Единственные жесткие данные, которые были обнародованы какой-либо деноминацией, происходят от колледжа Джон Джей католических священников, который был санкционирован и оплачивается Конференцией католических епископов США после общественного возмущения по поводу скандалов 2002 года.

Ограничивая свое исследование правдоподобными обвинениями, выдвинутыми в период с 1950 по 1992 год, исследователи Джона Джея сообщили, что около 4 процентов из 110 000 священников, служивших в эти годы, были обвинены в сексуальных проступках с участием детей.

В частности, 10 667 жертв подали против священников 4 392 жалобы (начиная от "сексуальных разговоров" и заканчивая изнасилованиями). (Отчеты, сделанные после 2002 года, в том числе об инцидентах, произошедших годами ранее, публикуются в рамках ежегодных ревизий церкви.)

Эксперты расходятся во мнениях относительно уровня сексуальных надругательств среди общего американского мужского населения, но Аллен говорит, что консервативная оценка составляет один из 10.

Маргарет Лиланд Смит, исследователь Колледжа уголовного правосудия Джона Джея, говорит, что ее обзор цифр указывает, что это ближе к одному из 5.

Но в любом случае, уровень злоупотреблений со стороны католических священников не выше, чем эти национальные оценки. Общественность также не понимает, как" глубоко распространены " сексуальные надругательства над детьми, добавляет Смит. Даже эти цифры могут быть низкими; Исследования показывают, что только треть случаев злоупотреблений когда-либо сообщались (что делает их наиболее недопредставленными преступлениями).

У большинства детей есть одно общее, и это не благочестие—это предшествующие отношения со своими жертвами. Это, конечно, священники, служители и раввины, но также члены семьи, друзья, соседи, учителя, тренеры, руководители скаутов, волонтеры молодежных групп, врачи.

Согласно федеральным исследованиям, три четверти случаев злоупотреблений происходят от рук членов семьи или других лиц в "круге доверия жертвы".

"Фундаментальная предпосылка здесь заключается в том, что те, кто злоупотребляет детьми, в подавляющем большинстве ищут ситуации, когда они имеют легкий и законный доступ к детям"

, - сказал он.

"Такие должности обеспечивают своеобразное прикрытие для этих правонарушителей."

Священники также могут казаться более склонными к растлению детей, поскольку случаи жестокого обращения появляются огромными волнами. Одной из причин является задержка в представлении информации: менее 13 процентов жертв, подвергшихся жестокому обращению в период между 1960 и 1980 годами, подали жалобу в том же году, что и нападение. Две трети подали свои жалобы после 1992 года, причем половина из них была подана только в период 2002-2003 годов.

"Преступники, как правило, манипулируют, часто убеждая детей верить, что это их вина"

,- сказал Аллен.

"В результате дети склонны держать это в себе. Есть бесчисленное множество жертв, которые считали себя единственными."

То, что выглядит, как высокая концентрация злоупотреблений может просто отражать длинные и диффузные модели злоупотреблений, которые отражают те, что происходят среди всех мужчин.

Другая причина заключается в том, что церковь исторически плохо наказывает (или предупреждает) растлителей, так что во многих случаях может выявиться, что она наконец-то разоблачила лишь одного священника. Один священник-хищник, имеющий постоянный доступ к детям, может нести ответственность за огромный пласт случаев жестокого обращения.

(Мари Фортуна из Института доверия веры, который фокусируется на вопросах клерикального насилия, говорит, что римо-католики, как правило, "имеют намного больше школ и других программ, которые охватывают детей." У многих других общин есть такие проблемы, например, если у них есть молодежное министерство.")

Это помогает объяснить 200 детей, которые подвергались жестокому обращению в школе для глухих. Это произошло не потому, что школа была полна насильников; это произошло потому, что один человек никогда не останавливался. В целом, исследование Джона Джея показало, что 149 священников были ответственны за более чем 25 000 случаев злоупотреблений в течение 52-летнего периода исследования.

Аллен предлагает заключительную причину, по которой мы слышим гораздо больше о злоупотреблениях католиками, чем о преступлениях в других религиях: их абсолютный размер. Это вторая по величине единая деноминация в мире (после ислама) и самая большая в США. (Пятьдесят один процент всех американских взрослых  - протестанты, но они принадлежат к сотням различных деноминациям.)

"Когда вы рассматриваете данные на душу населения", - говорит Аллен - "Я не думаю, что они имеют большую частоту, чем в других религиях."

Атеисты больше склонны к наркотикам чем верующие

Молодые швейцарцы, которые говорят, что они верят в Бога, менее склонны курить сигареты, марихуану или принимать  таблетки экстази, чем швейцарцы той же возрастной группы, которые описывают себя как атеисты. Вера-это фактор защиты от аддиктивного поведения. К такому выводу пришли в ходе исследования, финансируемого швейцарским Национальным научным Фондом.

Карл Маркс сказал, что религия была опиумом народа. Новые цифры свидетельствуют о том, что религия играет определенную роль в предотвращении злоупотребления веществами. Исследовательская группа во главе с Герхардом Гмелем из Лозаннской университетской больницы доказала что в Швейцарии  религиозные молодые мужчины потребляют меньше веществ, чем мужчины их возрастной группы, которые называют себя агностиками или атеистами.

Гмель и его коллеги опросили молодых призывников в центрах вербовки армии в Лозанне, Виндише и Мэлсе в период с августа 2010 по ноябрь 2011 годов. Исследователи оценили 5387 анкет, заполненных молодыми мужчинами. Исходя из ответов, ученые разделили юношей на пять групп:

  • "религиозные" - верят в Бога и посещают церковные службы,
  • "духовные"  - верят в высшую власть, но не практикуют никакой религии,
  • "неуверенные"  - не знают, как верить в Бога,
  • "агностики"  - предполагают, что никто не может знать, есть Бог или нет,
  • и "атеисты" -  не верят в Бога.

Исследователи обнаружили, что эти группы по-разному относятся к вызывающим привыкание веществам.

Среди 543 религиозных юношей 30% курили сигареты ежедневно, 20% курили марихуану более одного раза в неделю и менее 1% потребляли экстази или кокаин в прошлом году.

Среди 1650 атеистов 51% курили сигареты, 36% курили марихуану более одного раза в неделю, 6% потребляли экстази и 5% кокаин в прошлом году.

Три группы, которые лежат между этими крайностями были в середине диапазона, как в отношении их религиозных убеждений, так и в потреблении наркотических веществ. Результаты его исследования показывают, что вера является защитным фактором, когда дело доходит до потребления наркотических веществ.