Новости

Атеист об охоте на ведьм

ГРАЖДАНЕ НЕБЕС
Солидные и работоспособные ученые определили, что сожжение «ведьм» в странах Западной Европы растянулось на два с половиной века: началось в конце 15-го, завершилось в первой половине 18-го. Первый результат этого явления: 9 миллионов умерщвленных ведьм, колдунов и «бесоодержимых», то есть больных различными психическими заболеваниями. Именно эта цифра кочует по исследованиям, особенно почему-то в учебниках психиатрии. Второй результат: мощнейшая компания по дискредитации римско-католической церкви в литературе, искусстве и журналистике, в атеистических философских трактатах. Третий – рождение в умах миллионов наших современников устойчивых стереотипов о реальности тех событий. Четвертый -- определение средневековья, как «самого мрачного времени в истории человечества». Пятый -- заключение о контрпродуктивности средних веков для развития цивилизации. И шестой – создание одного из глупейших барьеров на пути к согласию между людьми, религиозными конфессиями и государствами.
Автор этих строк религиозными представлениями не обременен. Однако имеет честь заявить, что «сожжение ведьм» в Средние века в количестве 9 миллионов – беспардонная ложь.

ДОЖИЛИ!
ОХОТА НА ВЕДЬМ – ЗАГАДКА, А 9 МИЛЛИОНОВ УМЕРЩВЛЕННЫХ – «ЛИПА»!
Поначалу никакой загадки не было. А была полная ясность: сжигали изуверы, горели невинные. Доступный и яркий пример – знаменитый роман талантливого советского ученого и писателя-фантаста Ивана Ефремова «Лезвие бритвы», глава «Тени изуверов». Там главный герой приводит главную героиню в Публичную библиотеку показать «роковую книгу средневековья» «Молот ведьм», то есть учение о преступных способах распознавания ведьм и их наказания. О том, что в этой книге рассказано не только об этих способах, но и о многом-многом другом, главный герой не упоминает. Нет у главного героя и сомнений в своих выводах. Вот несколько цитат из «Лезвия бритвы»: «Я привел вас к «Молоту ведьм», чтоб показать глубину позора и падения, ту кульминацию мракобесия и жестокости, которая не может быть смыта с христианской церкви ни теперь, ни в будущие тысячелетия», «Мрачные имена Шпренгера Инститориса, Бодена, Дельрио, Карпцова…», «Райские венцы были обещаны инквизиторам Римской церковью в знаменитой булле папы Инокентия VII (так во всех изданиях романа И.А. Ефремова, даже в прижизненных. Правильно все-таки Иннокентия VIII. О.М.), «Как я мало знала о средневековье,-- горестно покачала головой Сима»…
Зря покачала. Гирин, главный герой романа, лишь повторил чужую ложь, выдуманную тогда, когда он только-только родился. На этом месте стоит задержаться, ведь «Лезвие бритвы» читали миллионы людей, а будут читать еще миллионы. Кинорежиссеры, уверен, блокбастер поставят, ибо роман в целом стоит того. А мы зададимся вопросом: откуда у Гирина такая «парткомовская» убежденность в своей правоте? Известно откуда! Из исследований и оценок средневековья историков Канторовича, Сперанского, обоих Лозинских, Чарльза Генри Ли, Григулевича, Черняка, Гуревича, Бессака, Видала, Тюбервиля, Мейера, Мишле, Реньяра и т.д. О, нет, я не хочу принизить ценность их исследований. Их исследования насыщены интересной информацией, являются ступеньками к понимаю эпохи. Но все-таки многие фрагменты их работ вызывают здоровое раздражение. Что тут настораживает! Почему-то их заключения одинаковы, словно писаны под копирку: «мрачная эпоха средневековья», «церковники – изуверы», «казнены миллионы ни в чем не повинных людей». Не знаю как для кого, а для меня одинаковость мнений по поводу сущности сложных явлений – не наука, а ее эрзац, овсяный «кофе»!
Причем тут «здоровое разражение»? А вот причем! Это же сколько нужно потратить сил, времени и средств, чтобы в тысячах томов доказывать раз за разом «преступность римской церковной организации». Повторяю: в тысячах томов! Но, видимо, количество зашкалило. Однажды, вдруг, как бы ни с того, ни с сего, неожиданно было произнесено: « Нет, друзья, в истории охоты на ведьм средневекового периода есть много неясного, эта охота -- загадка, которую никому из нас не разгадать!»
Не верите? Вот подтверждения! А.Я. Гуревич – столп советской и постсоветской медиевистики, науки о средневековье: «Массовая охота на ведьм, распространившаяся в Западной и Центральной Европе в ХV-XVII веках, давно привлекает внимание исследователей, тем не менее, несмотря на мнения специалистов, ее едва ли можно считать в достаточной степени проясненной. Историки говорят о «загадочности» этого феномена, о сугубой неточности наших знаний».
А вот один из западных, естественно, «антисоветских» столпов, А.Мандру: «Я убежден, что мы никогда не сумеем дать массовым сожжениям ведьм вполне удовлетворительного объяснения».
Здорово, да?! Была наука, в ней -- тысячи подтверждающих фактов и 19 объяснений явления ( столько я насчитал.О.М.), накопившихся за 150 лет, и вдруг это явление превращается в… «необъяснимую загадку».
А.Я. Гуревич и А. Мандру – относятся крайне осуждающе к гонителям ведьм. Но твердое убеждение о реальности этого явления живет и в защитниках гонителей. Какую бы они оценку не давали, понятно одно – массовые сожжения ведьм в средние века были, к ним можно по-разному относиться, но опровергнуть их невозможно. Вот историк М.Мендес-и-Пелайло: «Решение католических королей о гонениях на ведьм и колдунов не было ни плохим, ни хорошим. Оно было единственно возможным в тех условиях». А вот Де Местр, знаменитый французский эмигрант, живший в России: «Жаль, что во Франции не существовала инквизиция. В этом случае у нас никогда бы не произошла революция 1789 года».
Повторяю. И атеистически настроенные исследователи, и убежденные христиане не подвергают никакому сомнению существование массовых гонений на ведьм в средние века. Разница между ними лишь в том, что атеисты осуждают гонителей, а верующие нет.
А сейчас мы узнаем нечто вообще из рук вон выходящее – поразительный генезис количества умерщвленных!
Итак, 9 миллионов убитых долгое время стояли за узкими спинами Яна Гуса и Джордано Бруно! Цифрой 9 000 000 умерщвленных самые уважаемые исследователи на протяжении 150 лет крошили обалдевший от растерянности Ватикан. Клирики посыпали втянутые в плечи головы, извинялись и… реабилитировали невиноватых. Полностью оправдали Бруно, отменили постановление суда по делу Галилея. Но молчание по поводу тех 9 миллионов отчего-то затянулось. Правда, в 70 годы прошлого века на Западе и в СССР над реальностью этой цифры задумались. И однажды знаменитый советский историк и ветеран НКВД Иосиф Григулевич вполне «энкэвэдэшно» уточнил: «9 000 000 умерщвленных инквизиторами взяты вместе с родственниками, друзьями, соседями».
Иосиф Григулевич, автор толстых книг по истории инквизиции. Но вдумайся, читатель, в этот абсурд! С одной стороны вроде бы цифра осталась прежней, 9 миллионов, а с другой есть трудноуловимый намек на то, что родственники, друзья и соседи, обвиненных в колдовстве, остались живы.
«Делет» нажали на Западе. Это было в те же 70-е. В воздухе, как метеорит, мелькнула новая цифра: «9 000 000 – это количество всех репрессированных за связи с Дьяволом. Умерщвлению же подверглось 500-600 тысяч.
Прыжок вниз колоссальный! Хотя 500-600 тысяч тоже цифра немалая…
Откуда же эта новая цифра все-таки взялась?! А вот откуда. Именно в 70-е годы прошлого века независимыми исследователями были вскрыты чудовищные фальсификации. С документами в руках было доказано, что главный историк инквизиции Генри Ли пользовался фальшивыми свидетельствами о расправах над ведьмами. Генри Ли, американский миллионер, за пределы США никогда не выезжал. Сведения из Европы ему шли от его европейских корреспондентов. Он им хорошо платил. А десятки корреспондентов халтурили, то есть придумывали факты один страшнее другого, например, про костры, на которых не раз сжигалось сразу по 100-200 человек. На основе этих фальшивок Генри Ли создал три толстенные тома «История инквизиции». В начале ХХ века тома были изданы и в Российской империи. Еще в студенческие годы этот богато иллюстрированный трехтомник я изучал и поражался зверствам церкви. Вот один из типичных примеров трехтомника. 10-летний мальчик Арно Оливье дал изуверам показания на собственных родителей и еще на 65 известных ему людей. Изуверы замучили до смерти всех, погиб и Арно.
Уважаемые читатели, ну-ка, попробуйте назвать 65 фамилий своих знакомых! Возможно, и назовете, но, уверен, с трудом. А чтобы сделать такое смог 10-летний средневековый мальчик -- сомневаюсь. В средние века дети научались что-то членораздельное говорить в 8-9 лет, а логически мыслить – лишь к 20-ти годам, и память обыкновенного, не выдающегося человека, к сожалению, в те времена была не такая как у нас.
Спрошу еще. А почему это ни один средневековый историк, ни один мемуарист или писатель никогда о массовой «охоте на ведьм» не упоминает, словно ни разу про нее не слышал, даже такие величины, как Р. Монтер в «Деяниях Святой Инквизиции», Гриммельгаузен, в «Симплициссимусе»? О массовых сожжениях ведьм не упоминает и Антонио Льоренте, секретарь испанской инквизиции в «Критической истории испанской инквизиции». Уж он-то просто обязан был их «расписать» во всех красках, ведь был другом Наполеона, который упразднял инквизицию во всех завоеванных странах. Нет ничего о сожжениях ведьм и в «Священном вертепе» у Лео Таксиля, а ведь этот антицерковный питбуль такую добычу, существуй она реально, ни за что бы мимо своих стальных клыков не пропустил.
Почему?!
И сегодня практически все серьезные исследователи-медиевисты, в том числе и наш несомненно выдающийся ученый А.Я. Гуревич, считают, что реальная цифра казненных за колдовство и прочую чушь равна 25-35 тысячам человек, из них от самосудов деревенских общин – 20-25 тысяч. За 2,5 столетия!

БЛИЗОРУКОСТЬ ИЛИ УМЫШЛЕННАЯ ПОДМЕНА ФАКТОВ?
Речь о близоруком подходе практически всех, писавших о массовых сожжениях ведьм, к двум главным «доказательствам» реальности этих сожжений: булле римского папы Иннокентия VIII «С величайшим рвением» от 5 декабря 1484 года и книге Генриха Инститориса и Якова Шпренгера «Молот ведьм».
Начну с буллы, она родилась на пару лет раньше «Молота»…

Вот классическая ее характеристика: « 5 декабря 1484 года папа Иннокентий VIII выпустил так называемую «Буллу о ведовстве» или «Буллу против ереси ведьм». В ней он повторил все, в чем уверил его фанатичный Инститорис: ведьмы расплодились по все Германии; церкви и христианской вере грозит смертельная беда».
А вот конкретика со ссылкой. С.Г. Лозинский, автор крайне тенденциозного и в некоторых фрагментах попросту глупого труда «История папства»: «Отныне никто не мог оспаривать у Инститориса и Шпренгера их права самым жестоким образом преследовать всяких еретиков, а в первую очередь заподозренных в колдовстве, и преследования эти должны были беспрепятственно проходить во всей Германской империи».
Давай, достопочтенный читатель разберемся!
Да, ведьмы в булле упоминаются. В самом начале. Жестко. « Не без мучительной боли недавно мы узнали, что в некоторых частях Германии, особенно в Майнцском, Кельнском, Трирском, Зальцсбургском и Бременском округах, очень многие лица обоего пола пренебрегли собственным спасением и, отвратившись от католической веры, впали в плотский грех с демонами инкубами и суккубами и своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными, порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды, насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях…»
А ну-ка, почтенный читатель прочитай-ка эти строчки еще раз! И ты найдешь слово «суеверными»! Согласись, что при этом слове булла принимает несколько иную направленность, то есть в ней делается акцент на борьбу с суевериями. Сразу возникает вопрос: что произошло в Германии конца 15 века, почему вдруг как бы ни с того, ни с сего произошел взрыв суеверий?..
Вторая часть буллы, 90 процентов документа, состоит из двух вполне понятных сущностей. Первая – срочное устранение бюрократической ошибки, которую допустил предшественник Иннокентия VIII – римский папа Сикст IV. Отправляя Генриха Инститориса и Якова Шпренгера в Германию, Сикст IV забыл указать, что монахи отправлены именно туда, то есть в определенные области, епархии и города. Результат ошибки: куда бы они не приходили, их неизменно прогоняли от городских и монастырских ворот, как самозванцев. Прошло время, пока до нового главы католической церкви дошла просьба монахов об исправлении недоразумения. Булла «С величайшим рвением» поставила все на свои места. Иннокентий VIII исправил недоработку Сикста IV.
Вторая сущность. В булле почему-то применяются крайне тяжелые выражения. Они бросятся в глаза любому исследователю, который читал какие-либо другие буллы. Иннокентий пишет о какой-то своей «мучительной боли», называет Инститориса и Шпренгера «возлюбленными сыновьями», жестко требует немедленного устранения помех, чинящихся им, спешно указывает города, епархии, области, в которых монахи имеют право пребывать и осуществлять свои должностные обязанности, грозит отлучением от церкви, лишением должностей и санов клирикам, а не ведьмам и колдунам, распоряжается о предоставлении максимальных возможностей для «возлюбленных сынов» «во всех церквах, где они найдут то потребным, проповедовать слово божье и все иное совершать, что они найдут полезным и необходимым». Иннокентий призывает «если понадобится, привлекать к содействию против чинителей помех (клириков.О.М.) руку светской власти».
Весь русский перевод буллы можно прочитать в издании Я. Шпренгер, Г.Инститорис «Молот ведьм» М. изд. «Просвет» 1992 г. вступление «Роковая книга средневековья» С. Лозинский, стр. 57-59.

А что было на самом деле, ведь что-то все-таки было?!

Что было, что было… Я, читатель, и сам боюсь отвечать на этот вопрос, ибо ответ ужасен. Дело в том, что монахи-доминиканцы, профессора философии Инститорис и Шпренгер были посланы в…чуму, в самый эпицентр эпидемии, охватившей тогда Германию…
Опишу эту «болезнь городов», ибо большинство из нас имеют о ней крайне приблизительное представление. Между тем, во всех странах название ее возбудителя врачи суеверно пишут исключительно на латыни и стараются всуе не произносить, ибо она, притаившись, живет где-то и сегодня, и сваливается на людей внезапно.
В самом ее начале вполне здоровый человек вдруг становится «бесоодержимым», начинает суетиться, а затем метаться «как бы в поиске лучшего места». Но не находит его. Речь быстро превращается в белиберду. Глаза начинают лихорадочно блестеть. Лицо выражать невыносимое страдание и ужас. Чумные соскакивают с постелей и куда-то бегут. Они вырываются из рук тех, кто их пытается задержать. Впадают в галлюцинации, орут, корчатся, подпрыгивают, пытаются за что-нибудь ухватиться. В общем, полностью сходят с ума. Так что первоначальная стадия болезни является полным безумием. И счастье для окружающих, если заболел один. А если, как это обычно бывает, сразу сотни, тысячи?
Смертность от чумы достигает 98 процентов от всех заболевших. Но нечего завидовать тем, кто выжил. К большинству из них приходят осложнения, чаще всего – гнойный менингит, от которого человек превращается в полубезумного инвалида. Чума, как я уже говорил, живет и сегодня. В начале 60-х годов ХХ века она вдруг выпрыгнула в Москве, поставив огромный город на грань военного положения.
В 1348 году от чумы вымерла половина населения Европы…
12 раз в 15 веке «черная смерть» косила жителей Германии, 13 раз – в 16-ом. Все эти годы, как пишет академик Александр Чижевский «по солнцу плыли огромные черные пятна, диаметры некоторых из этих пятен равнялись 250 000 километров, и были они видны невооруженным глазом. В Альпах «стреляли» землетрясения, расходившиеся волнами во всей Западной Европе. И Западную Европу окутывала ядовитая дымка от непонятно откуда взявшихся испарений».
Очередной накат чумы на немецкие города произошел в 1482 году.
Инститорис и Шпренгер пришли в Германию для налаживания жизни тех, кто остался еще в живых.
Их было только двое. И они, как и все люди того времени, не понимали, что такое чума и откуда она взялась. Ведь до первого приблизительного представления о происхождении болезней Джироламо Фракосторо было еще 62 года, до гениального открытия «зверьков» Антони Левенгуком – 189 лет, до первых исследований патогена (возбудителя) чумы – более трехсот.
Да, их было только двое. Без войск, без милиции, без врачей, без вакцины. Они шли в панику, в застывающие стоны, в мародерство, в разбои, в неуправляемые толпы, в голод, в неразбериху, в оспу, в корь, в скарлатину, в проказу, в сифилис, в инсекты, в «огненную смерть» (массовая гангренозная болезнь от ядовитого ржаного хлеба, к которому по этой причине и сегодня с опаской относятся западноевропейцы), к чумным бубонным трупам, в вопли ничего не понимающих, не знающих, где спрятаться, людей…
Чесоточно-помойно-фекальные средневековые города переполнились психическими больными, большинство из которых были обезумевшие женщины…
Но ни о каких, тем более массовых сожжениях ведьм не было и речи!
Костры горели. Костры огромные. В них превращались в золу трупы и еще живые смертники. То были костры дезинфекции – единственно известное тогда средство для пресечения болезни и спасения жизни.
А в конце марта 1485 года, через два месяца после получения монахами исправленной буллы, «черная смерть» вновь навалилась на Германию…
Часто в атеистических книжках, обличающих деятельность инквизиторов можно видеть рисунки: черный дым кострища, и монах с крестом в длинной черной рясе с островерхим капюшоном на голове, на капюшоне – узенькие прорези для глаз. Почтенный читатель, глядя на эти картинки, ты на всякий случай знай, что это не «форма изуверов», а типичная противочумная одежда, сохранившая свой силуэт и сегодня.
Цифра сожженных очень близка к 9 миллионам, а может и превосходит ее. Подмена дезинфекционных костров на костры с ведьмами произошла незаметно…
Бывая в Германии, в Австрии, в Чехии, в Италии на экскурсиях, попросите у экскурсоводов показать памятники жертвам средневековых эпидемий чумы, и вам их покажут практически в каждом городе…
Да, в тот 1483 год их было только двое: Инститорис и Шпренгер. Более пяти сотен лет об этих замечательных представителях рода человеческого не было сказано ни одного доброго слова. По сей день их светлые имена купаются в лужах плевков, в мусоре оскорблений. Простите нас, умников-дураков, брат Генрих и брат Яков. Я, неверующий, делаю это за всех!

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ГЛАВЕ

Конец части 1-й

Эл. почта: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
Олег Малашенко, Гродно

 

--------------------------------------------

Сайт danzacuduro.ru содержит массу полезной информации для специалистов по почвоведению. http://danzacuduro.ru/pochvovedenie/ В частности есть материалы по проблеме заболачивания почв и содержанию микроорганизмов в почве. Особое внимание уделено зарубежному опыту почвенной съемки. Доступный интерфейс поможет вам легко находить нужные статьи.

Яндекс.Метрика Индекс цитирования