denga

Разум и религия

Полемика между православными о днях творения

Поделитесь статьей с друзьями

m_a_t_i_s

Практически все святые отцы Церкви учили, что дни творения - это обычные земные дни:


блаж.Феодорит Кирский: "В первый день создал Бог свет, а в четвертый - светила. Потому пророк отдельно упомянул о свете, не как о существующем самостоятельно, но как о разделенном в светилах" (Псалтирь с изъяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита епископа Киррского. М. 1997. С.687).

преп. Максим Исповедник: "Творческая сила естества понимается как число шесть не только потому, что в шесть дней Бог создал небо и землю, но и потому, что только это число из всех чисел есть самое совершенное и состоящее из собственных частей" (Творения Преподобного Максима Исповедника. Книга 2. "Мартис" 1993. С.104).


преп. Исаак Сирин: "Бог в шесть дней привел в порядок весь состав мира сего, устроил стихии, приснодвижимому их движению дал благоустройство для служения, и не остановятся они до своего разорения: Пять тысяч и пять сот слишком лет Бог оставлял Адама трудиться на земле, потому что дотоле не у явися святых путь, как говорит божественный Апостол (Еф.3,5; Евр.9,8)" (Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. M.1993. C.78).


преп.Анастасий Синаит: "Он и все творение исполнил в семь дней, дабы была явлена нетварная Троица; ибо (число) семь твари и три Нетварных составляют вместе полноту числа десяти" (цит по: Альфа и Омега. № 1 (19). М.1999. С.80).


св.Исидор Севильский: "В Священном Писании этот день изображен как торжественный. Это был первый день мира: в этот день образованы элементы мира, в этот день сотворены ангелы, в этот день из мертвых воскрес Христос, в этот день с небес на апостолов сошел Дух Святой. И в этот день впервые в пустыне дана была манна небесная" (цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. II Евангелие от Марка. Тверь. Герменевтика. 2001. С. 290-291).


преп.Иоанн Дамаскин: "От начала дня до начала другого дня - одни сутки, ибо Писание говорит: "и бысть вечер и бысть утро, день един... Он поставил их (светила) во времена, и в знамения, и во дни, и в лета. Ибо при посредстве солнца происходит четыре изменения (времен): и первое - весеннее, ибо во время его Бог сотворил все без изъятия; и на это указывает то обстоятельство, что и доныне произрастание цветов происходит в течении его, которое и есть изменение равноденственное, ибо оно делает и день, и ночь двенадцатичасовыми" (Точное изложение православной веры. М. Ростов-на-Дону.1992. С.128).

свт.Фотий Константинопольский: "Создатель, завершив и восуществив природы всего сущего за семь дней, больше не являет творения никакой сущности. И первозданный свет, который, разливаясь, творил день прежде создания солнца, наводит нас на мысль о том, что Небесное Царствие есть более высокая и божественная, и воистину небесная область, чем рай, ибо этот свет будет служить нуждам тех, кто сподобится обитать там" (цит по: Альфа и Омега. № 2 (13). М. 1997. С 77, 83).


преп.Симеон Новый Богослов: "Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нем, а в шестой создал Адам и поставил его господином и царем всего видимого творения: Но почему Бог не устроил рая в седьмой день, а насадил его на востоцех уже после того, как кончил всякое другое творение? Потому, что Он, как проведец всяческих, все творение устроил в порядке и благочинном последовании; и семь дней определил, да будут во образ веков, имевших пройти впоследствии, во времени, а рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века. Почему же Дух Святый не поставил в счет осьмого дня вместе с семью? Потому, что несообразно было ставить в счет и его вместе с семью, которые, круговращаясь, производят столько и столько недель, годов и веков; но надлежало осьмой день поставить вне семи, так как он не имеет круговращения" (Творения. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.367,369-37).

блаж.Феофилакт Болгарский: "Далее, поскольку человек создан в шестый день, а вкусил от древа в шестый час (ибо это час ядения); то Господь воссозидая человека и врачуя его падение, пригвождается к древу в шестый день и шестый же час" (Благовестник. Ч.1. М."Скит". 1993. С.253).

свт. Григорий Палама: "Бог в шесть дней, не только создав весь этот чувственный мир и украсив его, но и единого, составленного из чувственного и духовного элементов, живого человека создав и оживотворив и даровав ему власть над живыми существами и растениями на земле, в седьмой день почил от всех Своих трудов, как научил нас Моисей, последующий созерцатель, бывшего задолго до него, сотворения мира, а лучше сказать - Дух Святой, Который человеколюбиво чрез его уста возвестил нашим устам и душам" (Беседы (омилии) . Ч.1.М.1993. C.175-176).


преп. Иосиф Волоцкий: "Век сей называется седьмочисленным потому, что Он (Бог) за шесть дней сотворил этот мир, создав, образовав и разнообразно украсив его, а в седьмой день, то есть в субботу, почил от дел. Суббота по-еврейски значит "покой". После субботы опять начинается первый день, то есть воскресенье, и доходит опять до седьмого дня, то есть до субботы, и таким образом обращается седмица - от воскресного дня начинается и продолжается до субботы. И так Бог повелел всему миру в нынешнем веке строиться по этим семи дням" (Просветитель. М.1993. С.223).

преп. Максим Грек: "Третьим он (воскресный день) называется, будучи исчисляем от дня спасительной страсти и распятия, восьмым же считается по созданию мира; ибо начало видимого мира было в тот день, и истинный свет - Христос в тот же день воскрес" (Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1996. С.ЗЗ).

свт.Дмитрий Ростовский: "Когда воссиял свет во тьме безденной, Бог разделил свет и тьму и назвал свет днем, а тьму - ночью; и это был первый день, который мы называем неделею (воскресеньем), и первый месяц, впоследствии названный мартом, и число этого месяца первое... И во второй день, называемый нами ныне понедельником, произвел всесильным Своим словом небеса из вод бездных: В третий день, называемый нами вторником, собрав воды во едино место, Он явил сушу и назвал ее землею; и создал ее способной произрастать семена и всякую траву и расти деревья. В четвертый день, который мы называем средой, сотворил на небе два великих светила - солнце и луну, а также и звезды. В пятый день, называемый нами четвергом, создал рыб и гад водных и произвел птиц. В шестой, соответствующий нашей пятнице, Он создал зверей, скотов и гады земные по роду их; после же всех тварей создал Адама и Еву и ввел их в рай. В седьмой же день Бог почил от всех дел Своих, и назван был день этот субботой, то есть покоем, ибо почил в этот день Создатель от всех дел Своих и освятил его, как об этом пишется в книге Исхода во II главе" (Летопись. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М. 1998. С.11-12).


свт.Филарет Московский: "В начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована и пуста. Потом Бог постепенно произвел: в первый день мира, свет. Во второй день, твердь, или видимое небо. В третий, вместилища вод на земле, сушу и растения. В четвертый, солнце, луну и звезды. В пятый, рыб и птиц. В шестый, животных четвероногих живущих на суше, и наконец человека. Человеком творение кончилось, и в седьмой день Бог почил от всех дел Своих. От сего седьмой день назван субботой, что с еврейского языка означает покой" (Пространный христианский катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. Варшава. 1930. С.26.).

свт.Игнатий Ставропольский: "Мироздание совершилось в шесть дней; завершилось оно сотворением человека" (Слово о человеке. М.1997. С.21).

свт.Феофан Затворник: "Исповедую, что сей Триипостастный Бог всесовершенный, по свободной воле Своей, без всякой внутренней или внешней какой необходимости, в шесть дней, единым словом Своим сотворил мир сей, не изливаясь в мир и не сливаясь с ним, а пребывая в Себе целым и неизменным, хотя вездесущ есть и все исполняет. Так заповедует исповедывать святая Церковь, так и учить буду и такой веры по долгу буду искать от всех" (О Православии с предостережениями от погрешений против него. Слова святителя Феофана. М. 1991. С.8).св.прав.Иоанн Кронштадский: "Для чего Всемогущий сотворил мир не вдруг, а в шесть дней? Для того, чтобы научить самым делом человека делать дела свои постепенно, не торопясь, с размышление. Молишься ли, молись не торопясь; читаешь ли, например, Евангелие, или, вообще, священные книги или светские, читай не спеша, с размышлением и истинным взглядом на вещи; урок ли учишь, не спеши скорее покончить с ним, а вникни хорошенько, обсуди; другое ли какое дело будешь делать - делай не торопливо, с рассуждением, спокойно. И мир сотворен не мгновенно, а в шесть дней. Господь во всем показывает нам пример, да последуем стопам Его" (Моя жизнь во Христе,.Т.2. СПб. 1893. С. 387).

сщмч. Владимир Киевский: "Воскресный день есть поистине приснопамятный день Всесвятой Троицы; ибо в первый день недели, следовательно воскресный день, Бог Отец начал творение мира, Бог Сын совершил искупление, а Бог Дух Святый -освящение" (Вечные истины христианства. М.1999. С. 283-284).

преп.Иустин Челийский: "В сотворении мира Богом наблюдается исключительный порядок и план. Святое Откровение различает два момента в сотворении: первый момент - это сотворение духовного мира и бесформенного космического вещества (Быт. 1, 1-2); второй - сотворение существ и вещей из уже сотворенной бесформенной материи, и причем постепенно, по видам, в течение шести дней: в первый день - свет, во второй - видимое небо, в третий - суша, море и растения, в четвертый - солнце, луна и звезды, в пятый - рыбы и птицы, в шестой - все виды животных и человек" (Православная философия истины. Догматика Православной Церкви,С. 164.).

сщмч.Ириней Лионский:  "Восстановляя в Себе этот день Господь пришел на страдание в день накануне субботы - т.е. в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, т.е. (освобождение) от смерти" .

сщмч.Ипполит Римский:  "В первый день, что ни сотворил Бог, сотворил из ничего; а в другие дни уже не из ничего творил, а устроял из того, что создал в день первый"

сщмч.Мефодий Олимпийский:  "Ориген, после многих баснословий о вечности вселенной, прибавляет и следующее: и так не со времени Адама, как говорят некоторые, не существовавший прежде человек создан тогда впервые и вошел в мир; равно и мир не за шесть дней до сотворения Адама начал твориться. Если же кому угодно будет не соглашаться с этим, тот наперед пусть подумает, не лучше ли по книге Моисея, принимая ее в таком виде, считать от сотворения мира один день за один век: Вот что старается говорить Ориген, и смотри, как он пустословит".

св. Викторин Патавский :  "Размышляя об устройстве мира, где живём мы, останавливаюсь на скорости устройства его, показанной Моисеем в его книге Бытия. Всю эту громаду устроил Бог в шесть дней, украсив её знамениями величия Своего, а седьмой день освятил благословением покоя..."

свт. Афанасий Великий:  "Вся видимая тварь создана в шесть дней; и в первый создан свет, который и нарече Бог день; во второй создана твердь; в третий Бог, собирая во едино воды, явил сушу, и произвел на ней различные плоды; в четвертый сотворил солнце и луну, и весь звездный сонм; в пятый создал животных в море и птиц в воздухе; в шестой сотворил четвероногих живущих на земле, и наконец, человека. И невидимая Его от создания мира твореньми помышляема видима суть (Рим.1,20). И свет не то, что ночь; солнце не то, что луна; бессловесные животные не то, что разумный человек; ангелы не то, что престолы, и престолы не то, что власти. Напротив того, хотя все они - твари, однако же, каждая созданная вещь по роду, в своей сущности, какою сотворена, такою и пребывает... Ясно видно, что в тварях нет ни одной самостоятельной и первосозданной, но всякая имеет начало бытия вместе со всеми прочими, хотя и разнствует от прочих славою. Каждая из звезд и каждое из великих светил явилось не так, чтобы одно было первым, а иное вторым; но одним и тем же повелением все призваны в бытие. Так положено начало бытию четвероногих, птиц, рыб, скотов и растений; так и род человеческий создан по образу Божию. Ибо хотя один Адам создан из земли, но в нем были основания к преемству целого рода".

преп.. Ефрем Сирин:  "Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание, непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное "

Он  же:  "Сказав о сотворении неба, земли, тьмы, бездны и вод в начале первой ночи, Моисей обращается к повествованию о сотворении света в утро первого дня. Итак, по истечении двенадцати часов ночи сотворен свет среди облаков и вод, и он рассеял тень облаков, носившихся над водами и производивших тьму. Тогда начинался первый месяц Низан, в котором дни и ночи имеют равное число часов"

свт.Кирилл  Иерусалимский"Земля не полна ли теперь цветов, и не обрезывают ли виноградные лозы? Видишь, упомянул и о том, что зима уже прошла, потому что с наступлением сего месяца Ксанфика начинается уже весна. А время сие есть первый у евреев месяц, в котором праздник Пасхи, прежней прообразовательной, и нынешней истинной. Это есть время - сотворения мира. Ибо Бог сказал тогда: та прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и подобию (Быт. 1, 11). И теперь, как видишь всякое былие осеменяется. И как тогда Бог, сотворив солнце и луну, даровал им равноденственные течения; так за несколько пред сим дней было время равноденствия. Тогда сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). И сие: по образу человек удержал, а оное: по подобию помрачил в себе "

свт. Василий Великий: ""И бысть вечер, и бысть утро, день един. Почему назван не первым, но единым?.. Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что 24 часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь. Посему, хотя при поворотах солнца случается, что день и ночь друг друга превосходят, однако же всегда ограничиваются одним определенным временем. И Моисей как бы так сказал: мера 24 часов есть продолжение одного дня, или возвращение неба от одного знака к тому же опять знаку совершается в один день" (Творения Т.1 М.1845.С.37).


свт.Григорий Нисский:  "Моисей, последовав мыслию за движением огня, говорит, что сотворенный свет не остался в одних и тех же частях мира, но, обтекая грубейший состав существ, попеременно при сильном движении приносит частям неосвещенным светлость, а освещенным - мрак. И может быть, по временному протяжению такого преемства, совершающегося в дольней стране (разумею преемство света и тьмы), Моисей Богу приписывает наименование дня и ночи, внушая о всем последовательно происходящем не представлять себе, будто бы получило начало самослучайно, или от кого-либо другого. Посему и говорит: и нарече Бог свет день, а тьму нарече нощь (Быт.1,5). Поелику светоносная сила естественно не могла оставаться в покое, когда свет проходил верхнюю часть круга, и стремление его было в низ, то при нисхождении огня лежащее выше покрывалось тенью, потому что луч вероятно омрачаем был естеством грубейшим. Потому удаление света наименовал Моисей вечером, и когда огонь опять поднимался с нижней части круга, и снова простирал лучи к верхним частям, происходящее при сем нарек он утром, наименовав так начало дня" (Творения.Ч.1 М.1861. С. 19-20).


свт. Григорий Богослов:  "И, как рассуждаю, в начале Бог сотворил не этот органический и солнечный свет, но не заключенный в тело и в солнце, а потом уже данный солнцу освещать всю вселенную. Когда для других тварей осуществил Он прежде вещество, а впоследствии облек в форму, дав каждому существу устройство частей, очертание и величину; тогда, чтобы соделать еще большее чудо, осуществил здесь форму прежде вещества (ибо форма солнца - свет), а потом уже присовокупляет вещество, создав око дня, то есть солнце. Посему к дням причисляется нечто первое, второе, третье и так далее до дня седьмого, упокоевающего от дел, и сими днями разделяется все сотворенное, приводимое в устройство по неизреченным законам, а не мгновенно производимое Всемогущим Словом, для Которого промыслить или изречь значит уже совершить дело" (Слово 44 на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта. // Творения, Т. 1. Троице-Сергиева Лавра. 1994. С. 656-657).

свт. Епифаний Кипрский:  "В первый день Он сотворил высшие небеса, землю и воды. Из этих стихий образуется: лед, град, иней и роса. Затем из служебных духов пред лицом Его следуют ангелы, предстоящие лицу Его, ангелы Славы, ангелы ветров, ангелы облаков и мрака, снега, града и мороза; ангелы шума, громов, молний, холода, жары, зимы, осени, весны, лета и все духи, присущие творениям Его, находящимися на небесах и на земле. Далее бездны: бездна подземная и бездна хаоса и мрака. Потом следуют вечер и ночь, свет дня и утра.  Эти семь величайших дел сотворил Бог в первый день.

Во второй же день (Бог сотворил) твердь посреди вод и разделение между водами, которые над твердью и водами, которые под твердью на поверхности всей земли. Лишь одно это сотворил Бог во второй день.

В третий день – моря, реки, источники и озера, семена посева, растения, деревья плодовитые и бесплодные, леса. Эти четыре величайших дела сотворил Бог в третий день.

В четвертый день – солнце, луну и звезды. Эти три великих дела сотворил Бог в четвертый день.

В пятый день – китов великих, рыб и пресмыкающихся в водах, птиц крылатых. Эти три великих дела сотворил Бог в пятый день.

В шестой день – зверей, скот, пресмыкающихся по земле и человека. Эти четыре великих дела сотворил Бог в шестой день.

И было всех дел, сотворенных Богом в шесть дней, двадцать два. И окончил Бог в шестой день все, что было на небесах и на земле, в морях и безднах, во свете и во мраке и во всем прочем
"  (Шестоднев. // Божественное Откровение и современная наука. Альманах. Вып. 1. М. «Паломникъ». 2001. С. 46).

свт. Амвросий Медиоланский:  "Весьма понятно, почему Моисей сказал не «первый день», а «день один», ибо не мог назвать первым второй, третий, да и остальные дни: так и появился нынешний порядок. Однако Моисей решил, что названием «день» объемлется время и дня и ночи; Моисей как бы сказал: мера дневного времени – двадцать четыре часа. Ведь то, что порождено семенами, женщины сперва сосчитывают. Разбирают, а уж потом связывают пучками; точно так же исчисляются дни и оцениваются свойства ночей. Итак, поскольку поворот солнца один, то и день один" (цитпо: Серафим (Роуз). Православное понимание книги Бытия. М. 1998.С.56,72).

свт. Иоанн Златоуст:   "И быть вечер, и быть утро, день един. Конец дня и конец ночи ясно назвал одним (днем), чтобы установить некоторый порядок и последовательность в видимом, и не было бы никакого смешения" (Творения Т.4 кн.1 СПб.1898. С.17).

он же:  "И нарече, говорит (Моисей) Бог твердь небо, и виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый. Дав имя тверди и похвалив сотворенное, положил конец второму дню, и продолжает: И бысть вечер, и бысть утро, день вторый. Видишь, с какой тщательностью он учит нас, называя окончание света - вечером, а конец ночи - утром, а все вместе именую днем, чтобы мы не думали ошибочно, будто вечер есть конец дня, но знали ясно, что продолжительность того и другого составляет один день" (Творения Т.4 кн.1 СП6.1898. С.28).

Он же:   "Поэтому и создал в четвертый день, чтобы не подумал ты, будто оно производит день. Что сказали мы о семенах, тоже скажем и о дне, именно, что прошло три дня до сотворения солнца"  (Творения Т.4 кн.1 СПб.1898. С.45).

Он же:   "Вот уже здесь, в самом начале бытия мира, Бог гадательно предлагает нам учение о том, чтобы мы один день в круге седмицы посвящали и отделяли на дела духовные " (Творения Т.4 кн.1 СПб. 1898. С.82).

блаж. Августин Иппонийский:   "И быть вечер, и быть утро, день един. - В настоящем случае день называется не так, как назывался он, когда говорилось: и нарече Бог свет день, а так, как, например, мы говорим: "30 дней составляет месяц"; в этом случае в число дней мы включаем и ночи. Итак, после того, как сказано уже о произведении дня посредством света, благовременно было сказать и о том, что явился вечер и утро, т.е. один день; так как один день считается от начала дня до начала другого дня, т.е. от утра до утра, каковые дни, как я сказал, мы называем с включением ночи" (О книге Бытия. М. "Паломник". 1998. С.115).

 

geliy

Собссно комментарий к комментарию уважаемоого креациониста m_a_t_i_s 

Сжато не получилось. Но зато выразил более-менее развернутое отношение к проблеме.

1. Приводимые Вами цитаты из св. отцов имели нерв спора в совершенно другой плоскости. В основном святые пытались понять, как может сопрягаться день творения и бесконечная мощь Бога. Зачем Богу 24 часа, если Он может сотворить всё в один момент? Из этого происходили трактовки Шестоднева разной степени аллегоричности. Я думаю, Вам известен спор буквальной Антиохийской и аллегоричной Александрийской школ. Но они спорили совершенно о другом. Поэтому цитат действительно много, но все они как-то мимо кассы. Я постараюсь их разобрать.



Например, преп. Афанасий Синаит пишет: св. Иустин Мученик предполагает, что творение, вся природа, различные существа, всякий род и всякий вид в отдельности различаются числом шесть, которое есть в одно и то же время, вы мысли Бога, цифровой производитель сущности и регулятор форм. Из этого следует, что шестидневное творение есть лишь величественная класификация, в которой дела Творца распределены по их величию и красоте, так что они, являясь в поступательной линии, переходят из неодушевленного к органическому, от органического к неразумному, от неразумного к инстинктивному, от инстинктивного к человеку.

Климент Александрийский считает, что творение произошло мгновенно. Он пишет: Выражение «в день, когда сотворил Бог», следует понимать как «в Том и через Того» Он сотворил «Без Кого ничего не возникло»... Днем называется Логос, освещающий всё сокрытое. Чрез Него всё творение ожило и увидело свет.
И еще: «последовательность дней творения имеет глубокий смысл, показывая значение каждой отдельной вещи. Как же творение могло происходить во времени, если и само время возникло с остальным сущим?»

Свят. Амвросий пишет, что когда Моисей так отрывисто говорит: "В начале сотвори Бог..." (Быт. 1, 1), он хочет "выразить непостижимую скорость деяния". Каждый творческий акт (день) моментален, а целое творение состоит из правильной последовательности этих творческих актов.
Никто не оспаривает Шесть дней, но образы этих дней с богословской точки зрения сильно разнятся.

Цитаты из современных богословов я помещу в конце.

2. Я бы вообще хотел сказать про цитаты как метод спора:
Они, как правило, выхватываются из контекста или напрямую относятся к совершенно иным спорам: с эллинами, с безграмотностью священников и тд.

Цитата из Иринея Лионского никакого буквализма не предполагает, и вполне может быть истолкована аллегорично. Ириней говорит о дне недели, в который умер Адам, походя говоря про Шестоднев. И тут же продолжая: "Некоторые еще смерть Адама полагают в тысячный год; ибо так как “день Господний как тысяча лет”.

Ипполит Римский - совершенно не в тему. Слово "день" встречается и в Шестодневе, простите за тавтологию, но не приближает нас к разгадке.

Цитату из Мефодия Олимпийского против Оригена Вы круто сократили. Вместо двоеточия честнее было бы поставить три точки, ибо Мефодий далее оспаривает Оригена, приводя рассуждения про 6+7=13 тысяч лет бытия мира, которые сейчас просто выглядят смешными, ибо спор опять-таки в другой плоскости. Это как-то по-иудейски: буква важнее смысла, цитата выше рассуждения.

К тому же не стоит забывать контекст времени: Ориген боролся с ересью Цельса, который говорил нечто вроде: «как Бог может почить, в седьмой день, как ремесленник? Как Бог может устать?» Ориген отвечает, разбирая ересь Цельса, дожимая свою версию аллегоричности Шестоднева до конца.
Через некоторое время его ученики, делая выводы, которые сам Ориген не делал, впадают в ересь, и родившийся уже после его смерти священномученик Мефодий борется не столько с Оригеном, сколько с источником еретичества. Хотя при жизни это был вполне ортодоксальный христианин, филолог, и к тому же первый библеист Церкви.

Святитель Афанасий Великий цитируется Вами по спорам с арианами (Слово на ариан второе), конкретный момент - оспаривание арианского утверждения, что Христос - сотворен. Вот предыдущее предложение: Так, по словам их, Он уже не Единородный, но как единый из многих братий именуется и рождением, и Сыном. Какая же нужда в лицемерии: называть Его тварью и говорить, что Он — не тварь? ... Ибо какая иная тварь такова же, каковою создана всякая другая, чтобы утверждать вам сие о Сыне как нечто исключительное? Вся видимая тварь создана в шесть дней; и в первый создан свет, который и нарече Бог день.
Именно о том, что о рождении Сына Божия у Моисея ничего не сказано, а не о буквальном временном отрезке создания мира говорит Афанасий Великий! Совершенно иной контекст, совершенно! Не с этим спорили!

Цитата преп. Ефрема Сирина. Внимательно прочитайте ее: "Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание, непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение". Василий Великий, Амвросий Медиоланский (которых тоже любят цитировать креационисты), Климент Александрийский, Блаженный Августин считали именно так: все сотворено в одно мгновение! В шесть дней - шесть мгновенных актов творения. Я даже не уверен в правильности Вашей цитаты, но спор все равно не об этом, а о силе Бога. Именно в этом контексте опасна аллегоричность, с которой борется преподобный Ефрем.

Далее Ефрем Сирин, визуализируя, вынужден был столкнуться с наглядными неувязками: что первосозданное небо не является небом в нашем понимании, а горним (духовным) миром, но его свет до появления Солнца задерживался облаками, а тень от тверди производила ночи (вторую и третью ночь). А так как ночью не может быть света вообще, то свет прятался под воду. Причем ровно на 12 часов. Это весьма странно, потому как если земля крутится вокруг оси, и если наш астрономический день есть некая скользящая переменная, то каким образом и где географически свет являлся из воды для воспроизводства дня, не ясно. Впрочем, Ефрем Сирин скорее всего не знал, что земля круглая (в то время была распространена идея четырехугольной земли). И ошибался, что не умаляет его святости. Но спорил он по другому поводу.

Думаю, я ясно описал проблему.

Ваш коллега по взглядам stratilate говорит, описывая неизбежность тупика смерти: «И если допустить, что человек эволюционировал из обезьяны, значит смерть до Адама, а это не так. В любом случае Православный Христианин здесь упирается в 19-е правило 6-го Вселенского Собора.»

Давайте откроем это правило и внимательно прочтем: 
В переводе на понятный в нем говорится: в обществе - нестроения, регулярные варварские набеги (см правило 18), безграмотность священнослужителей. Некоторые необразованные священники, в попытках объяснить какие-то насущные проблемы, на проповедях ошибаются, ведут себя богословски неверно, поэтому давайте не будем уходить от учения Церкви, чтобы не было проблем с паствой, «не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отцов».
Но ведь опять-таки это совершенно иной контекст. Получается, что все христианское богословие, в спорах и полемических муках развивалось вопреки этой фразе. Это не канон, а вероучительное определение. 
Следующее двадцатое правило, к примеру, говорит: Да не будет позволено епископу во ином граде, не принадлежащему ему, всенародно учить. Двадцать седьмое правило гласит: 
Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Если же кто учинит сие: на одну седмицу да будет отлучен от священнослужения.
А я не раз видел подобное. И чего?

К слову, «тупик смерти» легко преодолевается, например таким утверждением: с чего мы взяли, что эволюция не есть одно из проявлений грехопадения? Да, человек не происходил от обезьяны, но он эволюционировал уже после грехопадения, и через смерть.

Первая глава Книги Бытия. Там везде стоит "йом" - в единственном числе в Библии это всегда день-сутки (в отличие от множ.числа того же слова "омот", которое может обозначать "промежуток времени"). Параллельно в Септуагинте: "имера" в единственном числе - это только день -сутки.
За это же говорит и сама постановка фразы "и был вечер и было утро" Шестоднева.


Я вовсе не спорю с переводом, я вполне доверяю переводчикам, но это никак не меняет сути вопроса. Разве Вы не видите, что при буквальных трактовках вопросов больше чем ответов. Какое может быть утро или вечер, если солнце еще не сотворено? Некий свет, на ночь (для наступления ночи) погружающийся в воду? В четвертый день, с сотворением Солнца, этот свет выключился?
Трава древнее Солнца и всех планет? Но если все создано неизменным, то и физические процессы, происходящие во Вселенной, не меняются. Мы можем наблюдать гибель звезд, а так как скорость света нам известна, то мы можем вычислить и время их гибели, и оно никак не измеряется 7 тысячами лет, а миллиардами. Как могла исчезнуть звезда (свет от которой к нам только долетел) до своего появления?
Или как Бог мог увидеть, что «это - хорошо», если Он и так знает всё, что Он совершенен?
"В начале было Слово",- пишет святой Иоанн Богослов, а Библия утверждает: "В начале Бог сотворил небо и землю". Тут либо физика - либо аллегория.

Например, свт. Феофил, рассуждая о разделении вод над и под твердью, считал, что вода в виде дождей по количеству равна воде в реках, озерах, морях и океанах. Ему был неизвестен круговорот воды в природе.
Святитель Иоанн Златоуст считал, что раз Бог «утвердил Землю на водах», то так и есть. У него не было батискафа, он основывался на том, что читал в Псалтири. Такой вот буквальный, «антиохийский» подход разных эпох.
Митрополит Московский Макарий в 19 веке, на основании последних догадок ученых говорит, что до солнца наверное была некая светоносная материя, и что возможно свет есть тончайшая жидкость и он может быть без источника света. Но Макарий по крайней мере признает, что 6 дней - физические отрезки, равные 24 часам, честно, и рассуждает о физической природе до-солнечного света.

Увы, у Вас я ничего кроме постулатов без рассуждения не вижу. И меня это печалит. Мне это напоминает позицию современных ученых-позитивистов, не могущих объяснить пророчества или чудесные исцеления, и поэтому отмахиваясь от них цитатами из Дарвина или позитивистов.

3. Мне наплевать на эволюцию, я просто не ставлю себе вопрос: произошел человек от обезьяны или нет, меня это вообще не трогает, и к моей вере отношения не имеет. Мне проще и ближе считать, что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Я допускаю, что в ТЭ есть масса нелепиц и неувязок, но если мне показывают физически иные гены физически найденного на Алтае древнего человека, я вынужден это физически признать. И меня поражает, когда православные готовы отрицать физические законы, и огульно называть науку демагогией, хотя она накопила массу неопровержимых доказательств того, что земля древнее 7521 года. Это такой способ мышления - подгонять факты под заранее приемлемую позицию, вместо того чтобы честно принять всю совокупность известного, пусть может быть и гораздо менее понятного.

А что думают современные богословы? Думают не в свете борьбы с Цельсом, арианами, а именно в контексте Дарвинизма, в свете современных вызовов:

протодиакон: А. Кураев: в Православии нет ни текстуального, ни доктринального основания для отторжения эволюционизма. Не имеет для православных смысла и потакать общественной моде на иррационализм (любой иррационализм в конце концов сработает в пользу оккультизма и против Церкви).

Проф. И. М. Андреев, отвергнув идею развития человека из обезьяны, пишет: "В остальном дарвинизм не противоречит библейскому учению о сотворении животных существ, ибо эволюция не разрешает вопроса о том, кто же сотворил первых животных". (кстати, тот самый тупик смерти).

Проф. Московской Духовной Академии А. И. Осипов: "для богословия принципиально допустимы и креационная, и эволюционная гипотеза, при условии, что в обоих случаях Законодателем и Устроителем всего миробытия является Бог, Который мог все существующие виды, или творить по "дням" сразу в завершенном виде, или постепенно, в течение "дней" "производить" из воды и земли, от низших форм к высшим силою заложенных Им в природу законов".

Проф. Свято-Владимирской Семинарии в Нью-Йорке прот. Василий Зеньковский": "Библейский текст ясно говорит, что Господь повелевает земле действовать своими силами... Эта творческая активность природы, присущая ей, по выражению Бергсона, elan vital, - устремление к жизни, делает понятным бесспорный факт эволюции жизни на земле".

В 1917 г. священномученик прот. Михаил Чельцов, касаясь вопроса о взаимоотношении христианства и науки, писал, что "Не мало способствовало уничтожению розни между наукой и религией и более проникновенное, осмысленное и духовное разъяснение и понимание многих мест Библии. Стоило только получше вчитаться в текст Библии о сотворении мира, как стало ясно, что Библия не дает оснований считать день творения за двадцатичетырехчасовой период времени, и рушилась стена между библейскими сказаниями и данными науки о неопределенно долгом периоде жизни Земли до появления человека".

Отец Серафим Роуз:
"размышляя об этих шести днях, один православный очень хорошо выразил цель нашего исследования: нам должно измерять их не количественно, а богословски. Тут важно не то, сколь долгими они были, но что в них произошло. Они суть изложение шести громадных творческих актов Бога, которые сделали вселенную такой, какой мы ее знаем. Сейчас мы рассмотрим эти шесть актов подробнее".

В. Лосский:
Здесь необходимо преодолеть два затруднения. Первое - опасность оказаться "эллином", то есть подходить к данным Библии с чисто метафизической точки зрения и пытаться рассудочно истолковывать их таинственную символику так, что взлет веры оказался бы просто ненужным. Но богословию нет надобности клянчить разъяснений у философов; оно само может дать ответ на их проблемы, но не вопреки тайне и вере, а питая разум тайной, преображая его верой, так что в постижении этих тайн участвует весь человек. Истинное богословие превосходит и преображает метафизику.
Вторая опасность: по ненависти к философам оказаться только "иудеем", то есть понять конкретный символизм Священного Писания буквально. Некоторые современные экзегеты, в особенности (но не исключительно) протестанты, стараются тщательно изгнать из своего образа мыслей все, что хоть сколько-нибудь напоминает философию. Так, Оскар Кульман в своей книге "Христос и время" считает нужным отбросить как наследие Платона и греческой философии все проблемы, связанные с вечностью, и мыслить Библию на уровне её текста. Но Библия - это глубина; древнейшие ее части, и, прежде всего, книга Бытия, развертываются по законам той логики, которая не отделяет конкретного от абстрактного, образа от идеи, символа от символизируемой реальности.

Такой вот Consensus patrum.

Поделитесь статьей с друзьями

urokiatheisma