Как же изобретателю в России отстаивать свои интересы? Единственно — пользуясь новыми конституционными возможностями. К примеру, лоббистская деятельность в парламенте — вовсе не нечто позорно-ругательное, но нормальная практика в демократических странах. Нет ничего противозаконного и ущемляющего интересы других, если какая-либо группа граждан, объединенная творческими или профессиональными интересами, легальными средствами привлекает внимание к своим проблемам.
Навязывать изобретения «сверху», как Петрушка-иностранец в кукольный пьесе Маршака навязывал папиросы всем прохожим, независимо от того, курят они или нет, даже на нашем рынке, больше смахивающем на базар, — пустое дело. Но давать изобретателю возможность выходить на рынок с продуктами инновационного творчества — вопрос иной.
Не надо собирать съезды и конференции, бессмысленное, более того, унизительное занятие — клянчить у государства материальные ресурсы, оборудование, лабораторные помещения и тому подобное. Надо вести самую обыкновенную, как на Западе, лоббистскую работу по созданию изобретательских фирм, где затраты на подобного рода приобретения, аренду или покупку помещений исключались бы из налогооблагаемой массы, а импорт не облагался бы тарифами.
А почему бы не позаимствовать у экономически развитых стран систему фондов, не извлекающих прибыли? Тогда вопрос налогов отпадет сам собой, а финансирование изобретательской деятельности не будет зависеть от капризов какого-либо богатого физического или юридического лица, поскольку, по классической западной схеме, учредитель фонда не имеет права быть его распорядителем. Ну, а на стадии стабилизации рубля (я далеко не оптимист, но уверен, что она наступит) можно будет ставить вопрос и о банковских инновационных кредитах под дифференцированный процент в зависимости от конкретного содержания инновационной деятельности.
Однако иные изобретательские организации и союзы до сих пор предпочитают витать в мире химер. Они всерьез изучают посткоммунистический декларативный бред, преподносимый отдельными странами СНГ под видом патентного законодательства, умиленно цитируют статью закона одной из стран Центральной Азии, где предприятия, внедряющие изобретения, получают освобождение от налогов (а мыслимо ли вообще предприятие, не внед-
ряющее хоть какое-нибудь изобретение?).
Такого рода чушь — лишь маскировочная завеса для создания льготных условий существования ВПК, для искусственного продления срока жизни никому не нужных производств. Правда, законодателей можно понять: советского человека приучили бояться безработицы, бояться переезда на новое место, смены рода занятий. Кстати, если бы реформаторы рискнули пойти на ликвидацию пятнадцати — тридцати миллионов фиктивных рабочих мест и создание на какое-то время столь масштабной структурной безработицы, инфляция, если бы и не кончилась, то вошла бы в рамки, аналогичные, скажем, показателям США.
Но чтобы пойти на столь решительный шаг, потребуются люди, осознавиме себя, и только себя, кузнецами своего счастья. Чтобы пособия от государства воспринимались именно как пособия, помогающие просуществовать период переквалификации, получения нужной специальности и поиска новой работы. И изобретатели —не исключение. Если хочешь преуспеть, рискуй, как рисковали Эдисон, Форд, авиаконструктор Сикорский. Дипломная работа на заказ http://zakazat-kursovik.kiev.ua - это только в случае непредвиденных проблем. Знания надо иметь свои.
И еще одна благородная и благодарная задача для изобретательского лобби — трансформация сложившейся системы патентной экспертизы и патентования. Из органа, главной задачей которого было «не пущать», экспертная служба должна стать защитницей идей и нововведений, отыскивать в поданных заявках не столько минусы, сколько плюсы, ограждать даже минимальную новизну.