Новости

Наталия Павловна Александрова – человек, который внес в театральное искусство новое звучание.

Наталия Павловна Александрова – человек, который внес в театральное искусство новое звучание.

Наталия Павловна Александрова родилась в семье инженера-технолога (Московский газовый завод, ВСНХ), потомственного почётного гражданина г. Курска. Параллельно с учёбой окончила музыкальную школу, а позднее - Музыкальный техникум им. Ипполитова-Иванова, где работала педагогом до 1931 года. Одновременно, в течение 10 лет она выступала на эстраде в качестве аккомпаниатора и композитора в номерах С.В. Образцова. Н.П. Александрова как концертмейстер и композитор входила в группу из 13 основателей ГЦТК. Её первым мужем был брат С.В. Образцова Борис, вторым стал актёр и драматург Е. Сперанский. По складу своего дарования Н. Александрова была именно детским композитором, что доказывает большинство её работ в ГЦТК, а также множество зрителей, которые и сейчас бы покупали билеты в театр онлайн http://www.mirbileta.ru/. Она умела скромными средствами создавать достаточно яркие и выразительные музыкальные характеристики. Показательны в этом плане спектакли «Гусёнок» и «Терем-теремок», стилистически близкие друг другу, простые по музыкальному языку и очень прозрачные. В них дана целая галерея музыкальных портретов, рисующих характеры персонажей, насыщенных элементами звукоизобразительности (в «Теремке» - «кваканье» трубы с сурдиной в номере «Лягушки» или суетливое «кудахтанье» кларнета, трубы и скрипки в номере «Петушок»). Мелодика обоих спектаклей зиждется на интонациях русской народной песни (в особенности - Вступление, Песня и Плач Алёнки в «Гусёнке», Песня Ежа, Песня Лисы и Частушки в «Теремке»). «Русскость» ощутима и в партитуре «Кошкиного дома» - прежде всего, в большом хоровом Вступлении и в Финале, где к обычным оркестровым инструментам добавлены аккордеон и бубен, - Н. Александрова стремилась достичь здесь лубочного звучания музыки. Остроумны в этом спектакле музыкальные характеристики персонажей - в частности. Песенка Кошки и её дуэт с Петухом, рисующие ханжеский характер героини. Контрастом этим номерам, а также веселому, бесшабашному Плясу гостей звучат жалобная песня котят и тема скитаний лишившихся крова Кошки и Кота. Правда, до настоящей пародии музыка «Кошкиного дома» все же недотягивает. Однако она нравилась автору пьесы Самуилу Маршаку, зрителям которые купили билеты в московские театры http://www.mirbileta.ru/ и, так же, как и музыка к «Теремку», позже звучала в радиопостановках по этим спектаклям и была записана на пластинки.

Самой крупной работой Александровой в ГЦТК стала музыка к спектаклю для взрослых «Король- олень», создававшемуся в труднейших условиях - в годы войны, в эвакуации. На фоне грозных событий особенно ярко и жизнеутверждающе звучал и сам спектакль по сказке Гоцци, и его музыка, в которой сплелись лирические, романтические и героические мотивы. Чтобы посмотреть этот спектакль сейчас достаточно заказать билет на сайте mirbileta.ru. Музыкальная драматургия спектакля рождается из взаимодействия нескольких тем. Одна из главных - лирическая песня гондольера в первом акте, которая позже появляется в сцене встречи Леандро и Клариче в хрупком, прозрачном звучании скрипки и челесты, а в финале - в мощном оркестровом tutti. Комический вариант той же темы использован в сцене превращения Бригеллы в попугая. Лирическая образная сфера дополняется мягкой, женственной музыкой Анджелы. Важную роль играет в спектакле величественная, сдержанная, строгая тема Дерамо у трубы с сурдиной. В финале первого акта она превращается в торжественный марш, а в третьем акте - приобретает зловещее звучание. Многие эпизоды спектакля пронизаны фанфарными интонациями - увертюра, песня охотников, сцены охоты во втором акте. В музыке «Короля-оленя» ощущается родство и с итальянскими народными танцами (тарантеллой и виланеллой), и с профессиональной музыкой XVII - XVIII веков, и с популярной неаполитанской песней не столь давнего времени.

Поделитесь статьей с друзьями

Яндекс.Метрика Индекс цитирования