О стиле в фотоискусстве

Термин «стиль» часто встречается на страницах изданий, посвященных фотоискусству. Обычно стилем называют ту совокупность формальных средств и приемов, которая позволяет различать отдельные произведения, творческие индивидуальности, направления, школы, периоды истории художественной фотографии. Например свадебный фотограф в Астане  Андрей Пачевский обладает своим личным стилем.
Действительно, мы как будто интуитивно чувствуем присущие стилю  свойства: цельность, законченность, единство формальных средств, их гармоническое сочетание друг с другом. Все это создает впечатление, что стиль придает произведению, творческой индивидуальности, направлению ярко выраженную качественную определенность. Впечатление единства, целостности возникает прежде всего потому, что мы чувствуем результат известного отбора средств и приемов выражения, активное использование одних и отказ от других. Но значит ли это, что совокупность отобранных средств сама по себе и создает стиль? Нет, конечно, хотя часто, говоря о стиле, мы ограничиваемся простым перечислением формальных средств и приемов. Так, определяя главную черту современного стиля в фотоискусстве как «репортажность», исследователи указывают на свойственные ей черты — выборочную и разомкнутую композицию, эскизность, случайность освещения и т. п. Между тем очевидно — черты эти сами по себе не образуют стиля, потому что могут быть использованы не только в фоторепортаже, да и в нем самом не всегда обязательны. Точно так же не выражает стилевой специфики и доминирование отдельных приемов (например, ракурса, тональности и т. п.). Они приобретают разный смысл в различных стилях. Набор или преобладание тех или иных изобразительно-выразительных средств — хотя и важная, но еще не решающая сторона стилеобразования. В произведении живописи, спектакле или кинофильме сам объект отображения целенаправленно создан, срежиссирован автором, то есть изначально запрограммирован как определенная образная структура, стиль которой в значительной мере предопределен художественным содержанием. Вот почему по отношению к подобного рода искусствам с полным правом говорят о стиле отдельного произведения. В фотографии же, и в этом ее специфика, объект отображения в значительной мере задан (исключение составляет, по-видимому, лишь постановочная фотография). Более того, перед фотографом стоит специальная задача — запечатлеть объект достоверно. Поэтому вся творческая энергия фотохудожника направлена на то, чтобы передать эту заданность объекта и одновременно добиться, чтобы произведение не стало мертвой копией оригинала. Здесь в каждом конкретном случае диктат объекта в значительной мере ограничивает диапазон самовыражения художника. Поэтому судить об особенностях его стиля можно в полной мере только по совокупности созданных им произведений. К отдельному снимку понятие «стиль» может быть применено лишь в том случае, если в нем ощущается проявление стиля данного мастера, школы в целом. Иногда складывается впечатление, что произведения одного автора не похожи друг на друга, а значит, не объединены одним стилем, и только в соотнесении со всем его творчеством, направлением, они приобретают определенную стилевую окраску. Таким образом, суть стиля надо искать не в отдельных его .элементах, изобразительных средствах, а в ТЕОРИИ способе их взаимосвязи, взаимообусловленности, который создает целостность, законченность, стройность — качества, свидетельствующие о наличии определенного стиля. Иными словами, стиль — это не сумма элементов формы, а способ их организации.

Поделитесь статьей с друзьями

 

 

Яндекс.Метрика Индекс цитирования